В Казанском федеральном университете стартовал V Международный форум по математическому образованию, посвященный 220-летию Казанского университета.
Организатором форума, который завершится 30 марта, является Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ и Научно-образовательный математический центр Приволжского федерального округа.
Приветствуя участников форума, первый проректор – проректор по научной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский сообщил, что состоится более 200 мероприятий, приуроченных к празднованию 220-летия вуза.
Он рассказал гостям о структуре КФУ и отметил, что математикой занимаются четыре института Казанского университета: Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского, Институт вычислительной математики и информационных технологий, и Институт физики, Институт искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии.
По словам проректора, жизнь показала, что математическое образование нужно сегодня представителям самых разных направлений науки.
«Сегодня без математики невозможна биология, генетика, экономика. В истории математические методы, цифровые методы также набирают вес. Поэтому вопрос, как учить математике, конечно, очень актуален. Я уверен, что во время форума у вас будут плодотворные дискуссии, обсуждения, потому что математическое мышление – это есть нечто особенное, – сказал Дмитрий Альбертович. – Я завидую присутствующим молодым людям, которые будут, во-первых, сами овладевать этим мышлением, а во-вторых, передавать навыки этого мышления молодому поколению».
Далее Д.Таюрский акцентировал внимание на искусстве преподавания, отметив, что какие бы технические новшества ни появлялись, главное – это хороший педагог.
«Научить мыслить – это главная задача всего образования, я считаю, в мире. Математика – это одна из тех наук, которая может на абсолютно абстрактных вещах научить мыслить», – подчеркнул первый проректор – проректор по научной деятельности.
Он пожелал всем успешной работы и всего самого лучшего.
Научный руководитель НОМЦ ПФО, заведующий кафедрой алгебры и математической логики ИМиМ КФУ Марат Арсланов рассказал о деятельности НОМЦ, особо отметив, что центром было инициировано создание в одном из районов республики специализированной математической школы для одаренных детей.
«Сегодня в этой школе обучается более 70 школьников 5–8 классов, – уточнил Марат Мирзаевич. – Для них молодые преподаватели Института математики и механики КФУ и центра организовали четыре регулярных математических кружка».
Профессор Арсланов добавил, что цель – создать на базе этой школы специализированную республиканскую математическую школу для одаренных детей наподобие знаменитой СУНЦ имени А.Н. Колмогорова в Москве.
Завершая выступление, Арсланов рассказал о грядущем реформировании системы высшего образования.
«Все математики нашего университета, а также представители этого форума являются непосредственными исполнителями этой инициативы и участниками предстоящего переходного периода. Перед всеми нами стоят большие и серьезные задачи по реформированию российского математического образования. Это весьма сложно и ответственно. Я желаю нам всем успехов в этой благородной деятельности», – сказал в завершение он.
О выдающихся ученых Казанского университета рассказала заведующая кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики ИМиМ КФУ Лилиана Шакирова. Она отметила, что в Казанском университете родилась неевклидова геометрия, создателем которой является математик, один из ректоров вуза Николай Лобачевский.
«Особая гордость нашего института – математическая школа Казанского университета, получившая мировую известность. С первых лет существования университета математическое образование здесь было на очень высоком уровне. В этом заслуга Карташевского, Ибрагимова и профессоров-немцев – Бартельса, Реннера, Броннера», – сказала Л. Шакирова.
В настоящее время богатые математические традиции Казанского университета продолжают научные школы, получившие международное признание, заметила завкафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики.
Далее она познакомила участников форума с его историей, а также проинформировала, как будет проходить IFME–2024.
«В форуме принимает участие около 200 ученых и практиков из разных регионов России, а также из других стран: это ученые и педагоги из Республики Беларусь, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Китая, а также городов и сел России, включая новые регионы», – сказала в частности Л. Шакирова.
После торжественной части с пленарными докладами выступили: профессор кафедры робототехники, мехатроники и динамики машин Национального исследовательского университета «МЭИ» Михаил Кирсанов («Аналитические решения задач для регулярных механических систем»), профессор департамента информатизации образования Института цифрового образования Московского городского педагогического университета Вадим Гриншкун («Подготовка педагогов в области информатизации образования: фундаментальная составляющая»), профессор Института цифрового образования МГПУ Сергей Григорьев («Условия и требования к публикации научных статей в журнале "Информатика и образование"»).
Модератор форума, член-корреспондент РАО Сергей Григорьев сообщил Центру медиакоммуникаций КФУ, что на форум приехал уже в четвертый раз, и что Казань для него – родной город, в котором он жил и учился.
«Я считаю, что Казань – это один из лучших центров математической науки нашей страны», – сказал С. Григорьев.
По его мнению, математика – очень интересная наука, главное – ее хорошо преподавать.
«Сегодня мы поговорим о том, как нужно писать статьи об использовании информационных технологий в математическом образовании», – сообщил ученый и добавил, что с каждым годом круг вопросов, которые рассматриваются на форуме, становится шире.
В дни работы форума пройдут: XIII Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе», IV Международный научный семинар Digital Technologies for Teaching and Learning («Цифровые технологии для преподавания и обучения»), XI Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании и науке», IV Молодежная школа-конференция «Будущее математического образования», XIII Региональный семинар учителей математики и информатики «Новые вызовы в обучении математике в школе».