С 12 по 26 апреля в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова проходила XXXI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Доклад заместителя директора по международной деятельности Института вычислительной математики и информационных технологий, аспирантки второго года обучения Казанского федерального университета признан одним из лучших на конференции.
Работа Камиллы Смольниковой «О технико-правовых принципах эксплуатационных характеристик коллаборативного робота» был представлен в секции «Философия. Культурология. Религиоведение. Прикладная этика». Всего в секции выступили порядка 300 студентов, аспирантов и молодых ученых.
«Коллаборативные роботы (коботы) представляют собой роботов, работающих бок о бок с людьми. Ключевое отличие коботов от традиционных роботов заключается в том, что коботы проектируются для безопасного взаимодействия с людьми без необходимости разделения пространства или использования защитных ограждений», – рассказала аспирантка.
По ее мнению, социальная значимость исследования заключается в нескольких аспектах – создании рабочих мест, улучшении условий труда для людей, работающих с коботами, освобождении их от монотонных и тяжелых задач.
«Научно-технический потенциал коботов с широким спектром сфер его применения и внушительным классом решаемых задач способствует развитию технологий и повышению конкурентоспособности предприятия», – прокомментировала Смольникова.
Несмотря на множество преимуществ коботов, в настоящее время невозможно разработать кобота, соответствующего должному уровню безопасности, который бы при совместной работе не создавал угрозу оператору.
Она также добавила, что особое значение человекоцентричному подходу уделяется в контексте приближающейся Индустрии 5.0. Один из ключевых принципов Индустрии 5.0 заключается в том, что роботы работают не вместо, а совместно с людьми, в связи с этим внимание к специалистам в различных отраслях повышается, особенное внимание уделяется развитию синергии между специалистами и автономными машинами.
«На данном этапе мы с моим научным руководителем, директором ИИРСИ Дмитрием Евгеньевичем Чикриным, анализируем в рамках кандидатской диссертации прекурсоры аварийных событий и способы их предотвращения в коллаборативных робототехнических системах. Нами разработаны принципы коллаборативной робототехники, один из них заключается в следующем: перед работой с коботом по каждому классу пользователей должен проводиться свой инструктаж по технике безопасности», – отметила исследователь.
Она уверена в том, что беспрекословное следование инструктажу по технике безопасности перед работой с коботом способствует минимизации рисков и обеспечит безопасное взаимодействие оператора с коботом.
Камилла Смольникова призналась, что в будущем обязательно планирует развивать эту тему. Исследования в области понимания человеко-машинных систем, по ее мнению, являются одними из приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации.
«Исследование прекурсоров аварийных событий и способов их предотвращения внесет свой вклад в дальнейшее исследование инновационной области взаимодействия человека и робота», – считает она.
Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, Президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий лично вручил Смольниковой диплом за лучший доклад на секции «Философия. Культурология. Религиоведение. Прикладная этика». Кроме того, она получила сертификат участника конференции, а ее работа будет опубликована в электронном сборнике МГУ.
Камилла Смольникова также получила научные труды академика РАН В.А. Садовничего, а именно: научные семинары «Спектральная теория дифференциальных операторов» и «Время, хаос и математические проблемы»; «Математика в созвездии наук»; библиографический указатель трудов академика РАН В.А. Садовничего.
В рамках международного молодежного научного форума «Ломоносов» прошла работа молодежной дискуссионной площадки «ИИ в научных исследованиях и образовании». Аспирантка также выступила с докладом «Позитивные и негативные аспекты использования инструментов ИИ в решении научных задач и поиск рекомендаций по соблюдению этических норм в контексте использования ИИ в научном сообществе». Во время дискуссии Смольникова на реальных кейсах рассказала о возможностях применения инструментов ИИ для оптимизации учебных процессов, уделив особое внимание этическим аспектам при использовании технологий ИИ в решении научных задач.