Проект «Здравствуйте, я ваш директор» продолжает интервью с деканом Юридического факультета Лилией Бакулиной. Она рассказывает о своей любимой работе, студентах, семье, мечтах и многом другом.
Лилия Талгатовна, когда Вы решили стать юристом?
Л.Б.: С пятилетнего возраста я хотела быть врачом, лечила кукол. Я мечтала стать кардиологом. Дело в том, что у меня сильно болел дедушка, он перенес три инфаркта, и я считала, что, став классным врачом, сделаю ему операцию на сердце, и он будет жить много лет. Ближе к десятому классу я поняла, что на экзамене по физике (его тогда нужно было сдавать при поступлении в медицинский институт) я вряд ли получу отличную оценку, хотя в аттестате были только пятерки.
Не могу сказать, что тогда я кардинально изменила свою профессиональную траекторию, потому что юриспруденция рассматривалась мной как вариант. Папа очень хотел, чтобы я была юристом и работала, как он, в прокуратуре. В любом случае, я не жалею о том, что выбрала профессию юриста, защитила кандидатскую диссертацию и осталась преподавать в университете.
У Вас сложилась юридическая династия. Ваш сын – юрист в третьем поколении.
Л.Б.: Сын, в отличии от меня, с пятилетнего возраста говорил, что будет прокурором. На выбор его профессии оказали влияние не только мы, родители (мой муж тоже юрист, мы оба окончили юрфак Казанского университета), но и мой отец, который часто приводил его к себе на работу в прокуратуру. В 11 классе сын сказал, что пойдет учиться на юрфак. После окончания юридического факультета Казанского университета он поступил в аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию в Москве, в РАНХиГС. Сейчас он работает в мэрии Казани начальником оргуправления.
На юрфаке КФУ много династий. И это говорит не только о том, что юридическое образование востребовано, но и о том, что в семьях юристов культивируется ответственность за общество, за те процессы, которые в нем происходят.
Конкурс на Юридический факультет КФУ всегда очень высокий. Увеличивается ли количество бюджетных мест?
Л.Б.: Да, конкурс у нас обычно 8–12 человек на место. Проходной балл в прошлом году на бюджет был 268. На укрупненную группу специальностей и направлений подготовки «Юриспруденция» количество бюджетных мест постоянно увеличивается. В этом году у нас 94 бюджетных места. Кроме того, на юрфаке есть конкурс на контрактные места, потому что мы единственные в КФУ, кто устанавливает минимальный проходной балл для контрактников. При поступлении на бакалавриат он составляет 200, а на специалитет – 180 баллов.
Несмотря на огромную популярность у абитуриентов юридических направлений подготовки, хочу отметить, что статистика и запросы работодателей свидетельствуют о том, что потребности в таком большом количестве юристов, которое готовят вузы, у страны нет. Уже с 1997–1998 годов идет перенасыщение рынка юридических услуг специалистами с юридическим образованием. Мы не стремимся к увеличению приема, наша задача – сохранить высокое качество подготовки. Хороших юристов, экономистов, учителей и врачей всегда не хватает.
Родители школьника должны обращать внимание на тенденции развития страны, общества, государства. Сейчас существует запрос на технические кадры. Уже в младших классах можно понять, какие способности есть у ребенка и их развивать. Траекторию профессионального развития надо формировать с детства, а для этого требуется перестроить всю систему образования – от школы до вуза.
Вы много лет работаете со студентами. Можно сказать, что они стали более мотивированными, целеустремленными?
Л.Б.: Студенты сейчас другие, потому что система школьного образования изменилась. Есть замечательные ребята, очень мотивированные, очень точно знающие, чего они хотят, как во все времена. И в то же время, как всегда, есть те, кто не знает, чего хочет, причем таких сейчас стало гораздо больше, видимо, в силу тех процессов, которые происходят в мире, в социуме. Сегодня активно развиваются высокие технологии, появилось множество новых профессий, которых не было, когда мы оканчивали школу. Видимо, глаза у абитуриентов разбегаются, и им очень сложно определиться с будущей специальностью. Все больше школьников сейчас хотят стать блогерами и зарабатывать миллионы, не имея высшего образования.
Где работают ваши выпускники?
Л.Б.: Выпускники юрфака работают не только на просторах нашей большой страны, но и за рубежом в самых разных организациях, в том числе в международных. Это означает, что их уровень знания иностранных языков и международного права очень высокий. Наши выпускники трудятся юристами в крупных российских и иностранных компаниях. Немало среди них руководителей: есть мэры городов и главы правительств, директора крупнейших компаний.
Я считаю, что юридическое образование будет востребовано всегда. Робот-юрист – это не наше ближайшее будущее. Скорее всего, он будет помощником адвоката, следователя, прокурора, судьи, будет оказывать консалтинговые услуги, но никогда не станет самостоятельным участником уголовного или гражданского процесса.
Студенты из каких регионов поступают на юрфак КФУ?
Л.Б.: К нам приезжают учиться со всей России, в том числе из Хабаровска, Иркутска, с острова Сахалин. Должно сложиться воедино много факторов, чтобы студент выбрал вуз, который находится очень далеко от его дома, не в столице страны, куда иногда бывает поступить легче, чем в КФУ. Многие наши студенты отмечают, что на их выбор повлияло то, что Казанский университет – один из старейших вузов страны, здесь можно получить качественное образование. Кроме того, КФУ находится в Казани, которая считается третьей столицей России, студенческим городом. Большое значение также имеет и то, что в Татарстане толерантно относятся к представителям разных стран и конфессий.
За 220 лет существования Юридического факультета Казанского университета Вы первая женщина-декан. Сложно было решиться взять руководство таким большим коллективом в свои руки?
Л.Б.: У меня не было амбиций стать деканом факультета. Для меня было неожиданным такое предложение. До этого шесть лет я работала заместителем декана по образовательной деятельности, и мой опыт оказался востребованным. Было очень сложно в том плане, что я чувствовала большую ответственность – нужно было оправдать доверие любимого факультета. Я верила в себя, в то, что я смогу удержать ту планку, которую подняли до меня предыдущие деканы, мои великие учителя и, наверное, поэтому согласилась.
Вы депутат Казанской городской Думы. Что значит для Вас эта общественная деятельность?
Л.Б.: За девять лет работы депутатом я получила колоссальный опыт. Во-первых, я увидела, как много всего происходит за пределами факультета, какие глобальные проекты реализуются в городе, республике, стране. Мы находимся в своей профессиональной среде и не всегда обращаем внимание на то, что нас напрямую не касается. Общественная работа позволяет расширить горизонты. Работая в Казанской городской Думе, я познакомилась с удивительными людьми – учителями, врачами, бизнесменами, которые тоже являются депутатами. Они многое делают для того, чтобы наш город стал лучше. Они горят своей работой, и это стимулирует к тому, чтобы быть лучше, активнее. Появляется второе дыхание. Ты видишь новые горизонты и готова горы свернуть, потому что есть единомышленники, которые вместе с тобой рука об руку могут решать те задачи, которые стоят перед обществом, государством, перед муниципалитетом. Это здорово!
Перейдем к блиц-опросу.
1. Чем за 10 лет руководства стал для вас Юридический факультет?
Юрфак – это очень важная составляющая моей жизни, не только профессиональной. Без него она была бы не такой насыщенной событиями, людьми, не такой полноценной, как сейчас. Для меня важно соблюдать гармонию и быть на работе – деканом, а дома – просто мамой, супругой, бабушкой.
2. Какими качествами должен обладать хороший юрист?
Юрист должен быть очень стрессоустойчивым, поскольку он влияет на человеческие судьбы. Он должен быть хорошим психологом, с одной стороны, а с другой – уметь ставить прозрачную стену между собой и клиентом, не воспринимать свою работу близко к сердцу. Кроме того, юрист должен быть сильным духом, потому что в нашей профессии есть определенные соблазны.
3. Лучший отдых – это...?
Смена деятельности. Эмоционально я отдыхаю, занимаясь внуком. Ему два с половиной года. Он очень потешный, смешной, деловой. Для меня очень важен статус дэу эни. Я хочу, чтобы он чувствовал, что растет в семье, где все любят друг друга не за что-то, а просто так, что семья готова раскрывать его таланты, помогать ему во всем.
Переключение на научную деятельность, написание статей, – это тоже своего рода отдых, потому что большую часть времени занимает управленческая работа и преподавание. Когда появляется возможность, люблю погулять по лесу, дышать свежим воздухом. Отдых на диване у телевизора – не для меня.
4. Ваша любимая книга?
С возрастом я поняла, что одной любимой книги нет. Вместе с тем есть немало книг, перечитывая которые спустя годы, я открываю для себя много нового. Это связано с тем, что жизненный опыт, объем информации у меня сейчас гораздо больше. В школе мы читали книги известных писателей и особо не задумывались о том, что сподвигло этих людей на их создание, какие мысли они стремились до нас донести. Сейчас я стараюсь прочитать биографию писателя, и благодаря этому узнаю много нового об этом человеке.
Любовь к чтению и русскому языку мне привила мой школьный учитель Аза Иосифовна Горская, которая вела у нас эти предметы с четвертого класса. Для меня она – образец учителя. Настоящий педагог – это человек, который любит свою профессию, любит детей и умеет заинтересовать своим предметом. Если на твоем пути появляется такой учитель, то шансов не полюбить его предмет, будь то биология, химия, физика, у тебя нет.
5. Что для Вас Казанский университет?
Колыбель великих открытий и уникальных людей!
Лилия Талгатовна, благодарю за интересную беседу.