В Казанском федеральном университете продолжается проект «Здравствуйте, я ваш директор». Директора институтов и декан Юридического факультета в формате интервью рассказывают о своей карьерной траектории, о личном, размышляют об образовании, студенчестве, говорят о бюджетных местах, раскрывают возможности обучения.
Сегодня мы беседуем с директором Химического института имени А.М. Бутлерова Маратом Зиганшиным.
Марат Ахмедович, расскажите, химия – это ваше семейное?
М.З.: Мой отец окончил химический факультет Казанского университета (кафедра физической химии), как и я, собственно. Мама училась не на химическом направлении, но работала вместе с отцом на оборонном заводе. Их работа была связана с химией. От родителей я впервые услышал о химии и заинтересовался этой наукой.
С чего началось ваше шествие в мир науки?
М.З.: В детстве я читал огромное количество книг, и когда в детской библиотеке закончилась интересная для меня литература, я приступил к родительской библиотеке. Попадались книги, которые мне не очень нравились: Виктор Гюго, Шарль де Костер – тяжелое для меня чтение. Однажды мне попался в руки двухтомник по общей и органической химии, он был очень интересно написан, там прослеживалась химия в развитии человеческой цивилизации: что было в древнем Египте, в Греции, и было понятно, как эти процессы осуществлялись, как люди до них додумались. С тех пор я заинтересовался химией, начал сначала с безобидных опытов (реактивами послужило все то, что можно было найти на кухне). Отец увидел мой интерес, помог мне с некоторыми реактивами. Однажды все закончилось не очень хорошо, я собрал свою первую электролитическую установку, ничего умного не придумал, начал получать хлор из поваренной соли, родители это не оценили (улыбается). Потом меня интересовала физика, авиация. Когда в 7 классе школы у нас началась химия, к счастью, класс попал в руки Педагога с большой буквы. Она сказала, что мы не будем пользоваться учебниками, раздала всему классу копии рабочих тетрадей. Так вот, в них было все – теория, задания на дом, тесты и интересные факты в области химии. Наша учительница была влюблена в свой предмет, была очень заинтересованным человеком. Когда я начал ближе знакомиться с этой наукой, понял, что химия – это то, с чем я свяжу свою жизнь. Именно благодаря ей я познакомился со своей будущей супругой.
Расскажите, а как вы познакомились?
М.З.: Моя жена Суфия Зиганшина – выпускница кафедры аналитической химии, а я – кафедры физической химии. Встретились мы, кстати, на репетиции фестиваля «Студенческая весна». Вот там мы и познакомились, точнее, я захотел с ней познакомиться.
У нас совместная работа, совместные научные публикации. Она – крутой специалист в атомно-силовой микроскопии и сильный руководитель. Когда мы хотим проникнуть в мир нано- или микрообъектов, без ее помощи никак.
Ваши дети тоже вовлечены в науку?
М.З.: Сын окончил 131-й лицей. Ему ближе IT-сфера. Дочь пока не определилась, она увлекается рисованием в скетчбуках, рисует мультфильмы на планшете.
Раз тема коснулась детей, нельзя не спросить, как вы заинтересовываете вчерашних школьников, чем привлекаете абитуриентов в ваш институт?
М.З.: На самом деле единого рецепта нет, тут нужен комплексный подход. Это личное общение, встречи с победителями и призерами всероссийской олимпиады по химии, работа с родителями. Родителям важно видеть заинтересованность вузов. Также необходимо собирать пап и мам абитуриентов. Нужно понимать, что родители привыкли в школе приходить на собрания, аналогичные мероприятия важно проводить и здесь. Мы эту форму ввели: так, после рабочего дня, вечером, приглашаем их и общаемся, они нас спрашивают, мы им отвечаем, – живое общение. Подключаем родителей и дистанционно, тех, кто не смог приехать из других городов. Обязательно приглашаем на экскурсии школьников, они должны понимать, чем мы отличаемся от других институтов, какие у нас есть преимущества и достоинства. Безусловно, нужно работать с учителями: личное общение с педагогами, посещение школ – это мы тоже активно осуществляем с целью ознакомления с институтом тех ребят, которые сдают ЕГЭ по химии. Не забываем и о том, что бывшие школьники – сегодняшние студенты – общаются с учениками своих родных школ, надо работать через них.
С нами часто связываются турфирмы и предлагают нам проведение экскурсий. Проводим их с удовольствием и бесплатно. Например, недавно приезжали ученики из московских школ.
А каков средний балл ЕГЭ по итогам приемной кампании прошлого года?
М.З.: Суммарно за три предмета средний балл ЕГЭ на специалитете составил 256 – это неплохой показатель.
Сколько бюджетных мест выделено в вашем институте в этом году?
М.З.: У нас реализуются все бюджетные места в бакалавриате, специалитете и магистратуре, всего 250. В дальнейшем, если студент хорошо учится, у нас есть возможность перевести его с контрактной формы обучения на бюджет.
К слову, о направлениях: на какие профессии сейчас мода?
М.З.: Если говорить о школьниках, то горизонт планирования у одних – год, у других – 5–10 лет. Если говорить про родителей, они, конечно, спрашивают, чем будет заниматься ребенок после окончания университета. Если мы про директоров химических предприятий, то они говорят про ориентир на специалитет. Поэтому после бакалавриата мы ребятам рекомендуем продолжить обучение в магистратуре. Именно шестилетнее обучение в вузе полностью закрывает все требования, которые работодатель нам предъявляет.
В следующем учебном году мы хотим ввести программу профессионального обучения «Лаборант химического анализа». Это как раз та компетенция, которая позволит выпускникам сразу интегрироваться в производственный процесс.
Как в вашем институте обстоят дела с приборами, лабораториями?
М.З.: Мы приобретаем приборы для конкретного специалиста или для того, кто быстро освоит то или иное оборудование. То есть, у нас на каждое оборудование есть свой готовый специалист. Для естественно-научного направления у нас очень молодой коллектив. Могу отметить приборы термического анализа: в институте доступны все существующие на сегодняшний день на планете Земля скорости нагрева, вплоть до 1 миллиона градусов за секунду. Большое внимание уделяется оборудованию, предназначенному для решения практических задач для производства.
Потенциальные работодатели выпускников Химического института – это кто?
М.З.: Если говорить про наш анализ, куда наши ребята поступают на работу, то большая часть идет в Академию наук, институты при предприятиях, многие уходят на предприятия, связанные с нефтепереработкой, нефтехимией, например, в ПАО «Сибур Холдинг», АО «Нэфис косметикс». Мнение о нашем институте у работодателей очень хорошее.
Что нужно сделать, чтобы в историю Казанской химической школы были вписаны новые имена?
М.З.: Вопрос непростой… Надо понимать, что расцвет естественно-научного знания определил промышленную революцию. Если мы посмотрим на основателей Казанской химической школы, то увидим, что это были высокообразованные люди, имевшие знания и компетенции не только в химии. Например, Бутлеров… Мы говорим о нем как о химике, а он был лекарем, занимался пчеловодством, писал книги – был всесторонне развитым человеком. На его воскресные лекции съезжались жители Казани и ближайших деревень, чтобы приобщиться к знаниям.
Карл Клаус был химиком, а также фармацевтом и дизайнером мебели. Если вы бывали в Музее Казанской химической школы и видели мебель, которая там стоит, то знайте, ее Карл Клаус изготовил сам. Чтобы оставить след, надо быть одаренной личностью не только в химии. Химия – это жизнь, ты ею живешь, но у тебя должно быть что-то такое вне рамок науки, какие-то дополнительные увлечения.
Арбузов был химиком и отличным художником, сам рисовал этикетки, разрабатывал их дизайн для препаратов, которые сам и выпускал, кроме того, он хорошо играл на скрипке.
«Напишите» портрет студента-химика?
М.З.: Когда Александр I подписал Утвердительную грамоту и Устав Императорского казанского университета, он сказал, что основная задача университета – доставлять отечеству образованных людей. Выпускник нашего института – это образованный человек, имеющий компетенции не только в области химии, но и в физике, математике, биологии, а сейчас еще и в IT-технологиях. Это личность, которая может очень быстро реагировать на то, какие требования будут ему предъявляться на месте работы, оперативно адаптироваться. Мы учим познавать мир. Так, человек за время обучения привыкает к тому, что знания – это такая вещь, которую ты должен получить сам.
Я своим студентам на лекции говорю: «Если вы изучаете мой предмет и у вас нет сопротивления, – это значит, что вы не работаете». Мой тренер по карате говорил мне: «Если ты не вспотел, значит, ты не занимался».
Наш химик-выпускник имеет компетенции в творческой деятельности, участвуя, например, в фестивале «Студенческая весна». Там ребята получают признание жюри – профессиональных деятелей культуры. Они видят, что на сцене не просто химики, а творческие химики. Студент должен быть не только высокообразованным, но еще и творческим. Те же студенты, которые выступают на сцене, активно участвуют в научных конференциях, пишут научные доклады, получают дипломы, занимают призовые места.
Так что наши химики – это высокообразованные, творческие люди, способные работать в команде.
Не забываем мы и про патриотическое воспитание. Человек должен понимать, где он живет. Вот это все, на наш взгляд, формирует зрелую личность.
А теперь позвольте перейти к блиц-опросу.
- Любимый фильм?
Сложно сказать, застали врасплох. «Карнавальная ночь» – шикарный фильм, «Девчата» – с удовольствием смотрим вместе с детьми.
- Топ-3 известных личностей, повлиявших на ваше становление?
Константин Циолковский, Юрий Гагарин и Вячеслав Тихонов… Когда мы жалуемся на жизнь, нам кажется, что тяжело, нужно обратиться к судьбе героя-разведчика Штирлица. Тогда мы осознаем, что живем в хороших условиях.
- Мотивирующая фраза для студентов?
Химия – это жизнь.
- КФУ – это...
Казанский федеральный университет – это динамично развивающийся живой организм, это второй дом для нас всех.
- Химия случается тогда, когда…
… Когда ты влюбляешься.
Лучше и не скажешь! Спасибо вам, Марат Ахмедович, за интересную беседу.
М.З.: Спасибо вам!