Казанский федеральный университет продолжает знакомить читателей с директорами институтов. Обстоятельные беседы проходят в рамках цикла авторских интервью «Здравствуйте, я ваш директор». Очередным гостем проекта стал директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, доктор философских наук, профессор Михаил Щелкунов.
Михаил Дмитриевич, здравствуйте. Знаю, что путь к философии был проложен через физику. Почему маршрут был построен именно так?
М.Щ.: С юности я мечтал делать карьеру в области физики, тем более что окончил физико-математическую школу (ныне лицей № 131) с золотой медалью. Потом был физфак Казанского университета, красный диплом по специальности «теоретическая физика». Мне прочили безоблачное научное будущее: аспирантура, кандидатская, докторская...
Сменить профессиональный выбор побудило одно, на первый взгляд, чисто теоретическое обстоятельство. Моя выпускная работа была посвящена авангардной по тем временам проблеме – фазовым переходам второго рода. Как известно, изложение научной работы начинается с введения – неких общих положений, которые подводят к теме. В пределах физической теории я этих положений найти не смог. Оставалось искать их в метафизике, то есть в философии.
И она меня буквально захватила. Крепло ощущение, что это мое, родное! К физике такого не испытывал. Но философию нельзя выучить, как физику, в нее просто влюбляешься – раз и навсегда. Да, ее объятия не всегда сладкие, иногда вызывают горечь в душе и слезы на сердце. Если заболел ею, это пожизненный диагноз.
Решение связать профессию с философией стало решающим поворотом в моей жизни, о котором я никогда не пожалел. Родители отнеслись к этому лояльно.
К слову о родителях. Они тоже причастны к научной или образовательной деятельности?
М.Щ.: Нет, отец был юрисконсультом, мать – стоматологом-ортопедом.
Интересно узнать о Вашей профессиональной траектории, как она складывалась?
М.Щ.: Я окончил аспирантуру по философии, в 1981 году защитил кандидатскую диссертацию. Тогдашний завкафедрой философии Казанского университета Марат Борисович Садыков предложил мне ассистентскую должность. В 1992 году состоялась защита докторской. Поскольку докторского диссовета в Казани не было, защищаться планировал в Институте философии АН Украины, входившей тогда в состав СССР. Но на момент представления работы к защите Украина стала суверенным государством. В итоге защищался в России, в Самарском университете.
По воле случая защиты обеих диссертаций пришлись на одну и ту же дату – 31 января, с разницей в 11 лет. В 37 лет стал доктором философских наук, в 45 – возглавил кафедру общей философии, в 50 с небольшим стал деканом философского факультета, а последние десять лет руковожу институтом.
Сделали экскурс в историю, теперь – о будущем. Каким Вам видится современный философ?
М.Щ.: Есть три вида деятельности современного профессионального философа. Первая – вузовский преподаватель. Он занимается трансляцией философского знания, конечно, не забывая при этом о собственных научных изысканиях. Вторая – философ-исследователь. Таковые работают в институтах РАН, специализированных философских учреждениях. Третья – философ-популяризатор, способный простыми словами знакомить массовую аудиторию с миром философии, не искажая ее сути.
Совмещать все три вида деятельности в одном лице удается очень немногим. К счастью, таковые находятся и среди сотрудников нашего института.
Ваш институт с точки зрения человеческих ценностей охватывает широкий спектр социально-гуманитарных наук: социологию, философию, политологию, религиоведение…
М.Щ.: У такого многообразия – а в институте представлены 12 направлений подготовки полного цикла – есть свои плюсы. Один из них в том, что те, кто сориентирован на лозунг Life-long learning (учись всю жизнь), могут воплотить его в жизнь, не выходя из институтских стен. Например, выпускник бакалавриата по журналистике может продолжить образование в магистратуре по социологии или политологии, а затем закончить аспирантуру по религиоведению. А ведь каждое очередное полученное образование – это конкурентное преимущество индивида на рынке труда.
Минус состоит в том, что «разношерстность» институтского коллектива ставит вопросы формирования единой корпоративной культуры, единого духа. У нас нет двух автономных отделений и самостоятельной высшей школы – есть один институт с едиными целями, ценностями, принципами. За 10 лет управления институтом я старался эту разношерстность минимизировать. Думаю, кое-что удалось, но есть еще над чем поработать…
Какие направления среди ваших абитуриентов являются самыми популярными?
М.Щ.: Можно говорить о направлениях массовой и штучной подготовки. В этом смысле институт делится на две части. Массовые направления представлены в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций: журналистика, телевидение, реклама и связи с общественностью, медиакоммуникации. Они, без преувеличения, самые популярные.
Если иметь в виду штучную подготовку, то речь пойдет о направлениях «философия», «религиоведение», «теология», «социология», «работа с молодежью», «конфликтология», «политология». Они стабильно востребованы у определенной части абитуриентов. Скажем, некоторым интеллектуально пытливым людям с юношеских лет интересно постигать универсальные законы развития природного и социального мира. Кто они? Будущие философы. Есть такие, кто со школы обуреваемы мыслью: что такое власть? Это будущие политологи. Некоторые хотят разобраться в феномене религии, в богословии – это потенциальные религиоведы и теологи. Есть те, которых интересуют общественные конфликты. А кому быть примирителями? Конфликтологам. Немало тех, кто мечтает узнать, как работают общественные институты, можно ли общественные явления измерить, вычислить? Очевидно, таким путь в социологию. Кстати, в этом году у нас объявлен набор на новое направление – «публичная политика».
У нас нет проблем ни с набором на штучные направления, ни с трудоустройством выпускников, – стране не нужны толпы философов, политологов, конфликтологов или религиоведов.
Сколько бюджетных мест в новом учебном году будут ждать ваших абитуриентов?
М.Щ.: В 2024/2025 учебном году общее количество бюджетных мест составит 486 (прошлогодний набор – 473). Из них на бакалавриате – 243, в магистратуре – 243.
А каков средний балл ЕГЭ по итогам прошлого года?
М.Щ.: Он достаточно высок. Для поступающих на бюджет составил 244, наивысшие значения были зафиксированы на направлениях «политология» и «журналистика» – 260.
Перейдем к блиц-опросу.
1. В переводе с греческого «философия» значит «любовь к мудрости». А что для Вас философия?
Во-первых, не только профессиональное, но и жизненное кредо. С годами это особенно чувствуется. Если вы любите и знаете философию, то это самый надежный способ найти гармонию с миром. Такую, которую ни купить за деньги, ни обрести при помощи власти или популярности. Богатые, как известно, тоже плачут. Философы плачут меньше, они в основном стойкие духом люди, но мне кажется еще и потому, что каждый из них обрел духовное удовлетворение, радость бытия.
Философия часто спасала меня в сложных жизненных ситуациях. Если хотите, она и внутренняя психотерапия, и успокоительное средство, и нравственная опора. Быть академиком философии – не самое важное в этом смысле, любовь к мудрости – нечто большее для тех, кто ей предан пожизненно...
2. Ваше любимое изречение?
Оно принадлежит Иммануилу Канту, трехсотлетие которого отмечается в этом году: «Имей мужество использовать свой собственный разум!». Философия всегда подчеркивала выдающуюся роль мышления в жизнедеятельности человека: мыслить значит существовать! Но главное, к чему устами великого философа она призывает индивида, – это пользоваться собственным умом. Конечно, не по принципу «чего хочу, то и ворочу». Речь идет о мышлении разумном – отшлифованном научными знаниями, обогащенном жизненным опытом, свободном и одновременно ответственном, пронизанном высокими нравственными началами. Призыв И. Канта очень актуален для нашего времени – эпохи тотальной манипуляции сознанием индивида. Он дает человеку возможность противостоять неисчислимым фантомам, симулякрам и ложным ценностям, которые навязываются извне.
3. Религия и наука совместимы?
Наука смотрит на мир как на универсум, который существует по независимым от человека причинам и свободен от любых сверхъестественных начал (Бога, чуда, провидения). Отталкиваясь от этого допущения, она строит научную картину мира. Религиозная картина мира формируется с неотъемлемой ссылкой на Бога, соответственно, она несовместима с наукой.
Вместе с тем некоторые ученые и философы полагают, что мир слишком многообразен, многосторонен, чтобы его можно было постигнуть исключительно посредством научной мысли. Помимо нее, существуют другие – обыденный, художественный, философский, религиозный способ познания. И за каждым стоит своя картина мира. Поэтому предлагается не противопоставлять эти картины друг другу, а признать их взаимодополняемость. В совокупности они отражают многокрасочность мира шире, чем каждый по отдельности, включая науку.
4. Казанский университет для Вас..?
Научно-образовательный центр Поволжья или, если угодно, Поволжский атлант российского образования.
5. Вставая поутру Вы…
… Беру в руки телефон и в полусонном состоянии иду кормить любимого кота-британца. С ним, знаете ли, не проспишь и не забалуешь.
Благодарю Вас за интересную беседу.