Серия интервью с руководителями институтов «Здравствуйте, я ваш директор» продолжается в Казанском федеральном университете. Директора Института дизайна и пространственных искусств КФУ Карину Набиуллину по утрам можно застать за скандинавской ходьбой в парке, днем с командой она решает рабочие задачи, вечером в кругу семьи вдохновляется кино о жизни кутюрье.
Карина Рашидовна, как Вы пришли в профессию архитектора?
К.Н.: Я непрерывно учусь. В 2008 году я с отличием окончила строительный университет, в 2011 – мне была присвоена ученая степень кандидата экономических наук. Моя кандидатская работа посвящена управлению инновациями и инвестициями в архитектурно-строительной сфере. А в 2018 году получила диплом магистра архитектуры – также с отличием.
Многое я переняла и от зарубежных мастеров. В Бранденбургском университете мы учились работать с объектами культурного наследия, в Австрии изучали современную архитектуру и дизайн. Очень полезны были стажировки в Швейцарии и Италии.
Мой учитель – известный архитектор Александр Дембич. Считаю его великим человеком, в котором сочетаются и высокий профессионализм, и такие личные качества, как смелость, честность, порядочность. Думаю, что именно он привил мне любовь к профессии, показал мою ценность как управленца в творческой сфере, который создает среду для раскрытия таланта большого количества людей, обозначил ответственность за воплощение в жизнь ярких проектов, преображающих пространство.
Чем живет директор? Как Вы планируете свой рабочий день и выходные? Что Вас вдохновляет?
К.Н.: У меня довольно спортивная семья и окружение. Ранним утром перед работой меня можно встретить на прогулке в парке Горького, на набережной озера Кабан или на озере Лебяжье, где я занимаюсь скандинавской ходьбой. Еще я люблю плавать, кататься на велосипеде, такие активности заряжают меня на целый день. Перед рабочим днем я ставлю цель – обязательно выполнить 2–3 задачи, которые направлены на достижение стратегических целей института.
Много времени занимает решение возникающих в течение дня вопросов, связанных с заботой о комфорте сотрудников, преподавателей и обучающихся. Наши ребята творческие, ранимые. Часть из них, например, учатся на программах СПО и курсах. Ребята юные, им нет и 18 лет, они требуют повышенного внимания и заботы, и иногда нестандартного подхода.
Согласны ли Вы с мнением, что архитектура лежит в лоне гуманитарного университета, или это больше про технологии?
К.Н.: Ряд архитекторов считает, что архитектура как сфера деятельности принадлежит к гуманитарной сфере, искусству. В целом, с этим можно согласиться. Мы часто видим, как искусство может влиять на настроение людей, их работоспособность и даже на здоровье, моделировать сценарии поведения, дарить вдохновение и прилив энергии, создавать общность или же, наоборот, вызывать тревогу, иногда и агрессию. Даже бессознательно человек тянется к благоустроенной и интересной среде.
Однако я считаю, что современные технологии, цифровое и медиаискусство, UX/UI-дизайн обогащают архитектуру, и их важно включать и учитывать при работе. Кроме того, для реализации проектов важно владеть и инженерными компетенциями, в том числе базовыми знаниями конструктивных расчетов и свойств материалов, поэтому в институте работают инженеры-строители, графические и саунд-дизайнеры, специалисты в моушн-дизайне, цифровом искусстве и IT-сфере.
ИДиПИ – молодой институт, но уже сейчас мы можем говорить о результатах. Оправдались ли ожидания?
К.Н.: В мае мы отмечали 3 года с момента создания института. Сегодня ИДиПИ – это более 1500 обучающихся по программам высшего и среднего образования, программам дополнительного образования и более 100 высокопрофессиональных сотрудников. Думаю, мы создали многочисленное и довольно креативное сообщество.
Рада, что за период нашего существования мы выстроили продуктивные партнерские отношения, научные и творческие коллаборации с другими институтами и подразделениями КФУ. Важно и то, что эксперты ИДиПИ создают дизайн для пространств КФУ – общежитий, пунктов питания, научно-производственных лабораторий и даже приемной комиссии – пространства, которое многие считают «лицом» КФУ, так как это первое место, куда приходят будущие студенты. Для нас это большая ответственность и перед ребятами, обучающимися в нашем университете, и перед самим университетом с богатейшей 220-летней историей. В целом наши ожидания оправдались, а некоторые результаты даже немного превзошли прогнозы. Нам предстоит еще очень большая работа по созданию лабораторий и развитию удобных, безопасных и комфортных образовательных пространств.
В 2022/2023 году институт выпустил первых магистров. Сразу две дипломные работы были награждены дипломами I степени в разных номинациях на международном смотре-конкурсе МООСАО, организованном Международной ассоциацией союза архитекторов (МАСА) и Международной академией архитектуры в Москве (МААМ). Уже долгие годы этот конкурс является одним из наиболее авторитетных в сфере архитектурного образования.
В этом учебном году мы ожидаем выпуск 119 человек.
В мае в КФУ завершилась «Студенческая весна». Можем утверждать, что студенты ИДиПИ самовыражаются через творческую программу?
К.Н.: Говорят, что часто наши ребята внешним видом отличаются от сверстников, они любят подчеркивать свою индивидуальность через одежду, макияж, надевают необычные аксессуары, часто их ручной работы.
На «Студенческой весне» в КФУ ИДиПИ всегда узнают по необычным декорациям, которые ребята изготавливают сами. В этом году наша студентка Альбина Аминова впервые была отмечена на республиканской студвесне и в составе делегации Татарстана представила свою коллекцию одежды уже на всероссийском уровне.
В институте мы транслируем следующую ценность – в первую очередь важно проявить себя, раскрыть и продемонстрировать максимально свой талант, проявить смелость самовыражения, а не оглядываться на соперника. Это и есть победа – становиться лучше, чем ты был еще вчера, еще смелее, еще ярче и проявленнее, и, конечно, получать удовольствие от того, что ты делаешь, наслаждаться творческим процессом, это очень мотивирует.
Могут ли ваши выпускники спроектировать здание в Казани, разработать интерфейс к продукту, создать мультфильм или линейку одежды?
К.Н.: Да, конечно. Наши выпускники обладают всеми необходимыми компетенциями, чтобы заниматься реальным проектированием объектов и в России, и за рубежом, ребята создают офлайн-проекты, интерфейсы, арт-инсталляции, моушн- и анимационные ролики, а также работают дизайнерами одежды.
Чтобы стать профессионалом, на мой взгляд, необходимо некоторое время поработать в отрасли так называемым «подмастерьем» и под руководством наставника уже отточить свои навыки, получить ценный опыт. Не просто не бояться совершать ошибки, но и учиться на них, извлекать из них пользу, это тоже очень ценно.
В институте обучаете студентов работе с ИИ-инструментами?
К.Н.: Да, в работе преподаватели используют различные современные инструменты. Институтом реализуется программа «Цифровой и промышленный дизайн» Цифровых кафедр КФУ, это позволяет студентам осваивать актуальные инструменты для создания творческих проектов. Искусственный интеллект – один из них.
Отмечу, что работают инструменты эффективно только вкупе с базовыми знаниями проектирования, истории и теории архитектуры, дизайна, искусства, видением пространственной среды. Также важно овладеть навыками формообразования, понимать композицию и принципы колористики.
Промышленный дизайн и СПО-дизайн: о чем и для кого?
К.Н.: На программу среднего профессионального образования мы приглашаем творческих ребят, окончивших 9 класс, и которые планируют в дальнейшем, через 3 года и 10 месяцев, продолжить обучение по программам высшего образования. На бакалавриат они могут поступить по результатам внутренних испытаний без ЕГЭ.
Изучение промышленного дизайна проходит по программе высшего образования, и сегодня мы видим, насколько актуальны для нашей страны вопросы создания отечественных продуктов, имеющих наряду с техническими характеристиками еще и актуальный дизайн, привлекательный и удобный для потребителя. Сегодня есть особый спрос на изделия, по функциям и свойствам превосходящие зарубежные аналоги, поэтому востребованность выпускников, обладающих этими знаниями и навыками, очень велика.
В вашем институте ребятам преподают эксперты отрасли?
К.Н.: Да, в институте преподают много практиков, дизайнеров, инженеров, художников. При участии наших дизайнеров выполняются яркие проекты. Из последних – дизайн зон аэропорта «Казань», концепция исторического поселения г. Елабуги, представленная в мае Раису Татарстана. Ранее выполнялись проекты молодежных центров в Республике Татарстан.
Моя ценность как директора – это смелость работать с людьми профессиональнее и компетентнее, чем я, быть командным игроком. Я многому учусь у них.
Приемная кампания – 2024: что посоветуете абитуриентам?
К.Н.: Те, кто выбирает творческие профессии, сдают обязательный внутренний экзамен – линейно-конструктивный рисунок, это очень важный этап. К нему я советую подготовиться заранее на очных или онлайн-курсах, потому как навыков, полученных в художественной школе, будет недостаточно.
Абитуриентам желаю следовать смелым мечтам и не снижать свою планку ни при каких обстоятельствах, даже если результаты ЕГЭ немного огорчают. Выбор образовательных программ в ИДиПИ довольно большой, от архитектуры и инженерии, дизайна интерьера до коммуникативного и фэшн-дизайна. Абитуриенты могут задать интересующие вопросы в группе во «ВКонтакте» или в Telegram-канале.
Сыграем в блиц?
К.Н.: Давайте попробуем.
1. Карина Рашидовна, не можем не отметить Ваш элегантный стиль. Ваши «да» и «нет» в одежде?
«Да» – туфлям на каблуке. Есть выражение «сняла каблуки – сошла с дистанции», даже будучи в положении ношу удобную обувь на небольшом каблучке. «Да» – украшениям, аксессуарам. Символы на брошах, серьгах и браслетах, надетых с утра, задают настроение на весь день. «Да» – разнообразным формам и цветам сумочек. «Нет» – смелым вырезам и коротким платьям, думаю, что это немного отвлекает внимание окружающих людей от рабочих процессов, а в личной жизни не транслирует людям мои ценности.
2. Какое кино порекомендуете для развития вкуса, насмотренности?
Рекомендую посмотреть документальные фильмы о дизайнере Карле Лагерфельде – меня восхищает его трудолюбие, и о Диане Вриланд – культовом обозревателе и редакторе модных журналов Harper’s Bazaar и Vogue. Мне нравится документальный фильм «Наброски Фрэнка Гэри» – он о том, как превращаются трехмерные модели этого известного архитектора, выполненные часто из простого картона и ленты в смелые для того времени здания из стекла, бетона, стали. Еще могу порекомендовать легкий фильм «Круэлла» о фэшн-злодейке с Эммой Стоун в главной роли.
3. Главный принцип дизайна?
Я бы сформулировала его так: баланс, контраст, симметрия.
4. Казанский университет в этом году отметит 220-летие. Что пожелаете вузу?
Желаю любимому университету красивых людей, сотрудников и студентов, а их красота должна выражаться в чистых помыслах, добрых поступках, искренности и гармонии.
5. 2024 год в России – Год семьи. Стал ли он знаковым для Вас?
Я возлагаю большую надежду на 2024 год. Он станет для моей семьи особенным – у нас появится еще один член семьи. Все в руках Всевышнего!
Удачи Вам и спасибо за интересную беседу.