Гость проекта «Здравствуйте, я ваш директор» – доктор медицинских наук, профессор, академик Академии наук РТ, директор Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета Андрей Киясов. Он точно знает, кому следует поступать на медицинские, а кому – на биологические программы подготовки.
Андрей Павлович, как Вы поняли, что врач – это Ваше призвание?
А.К.: Призвание – это то, к чему тянется человек, то, что ему нравится, что он любит. Мое призвание – это биология и медицина. Мне повезло в жизни, потому что я работаю в уникальном институте, который готовит и биологов, и врачей. Когда я был школьником, то не собирался быть врачом. Я любил биологию, участвовал в олимпиадах по биологии. Планировал поступать в МГУ на биофак. Для того чтобы туда попасть, нужно было сдать четыре экзамена: биологию, химию, математику, сочинение. Когда моя тетя – математик, которая работала в Москве, проверила мои знания, она сказала, что математику больше, чем на тройку, я не сдам. Так как в это время я учился в физическом классе и хорошо знал физику, то подумал: а куда можно поступить с таким набором экзаменов: биология, химия и физика? Получилось, что в медицинский институт.
Жалко, что в то время, когда я был абитуриентом, Института фундаментальной медицины и биологии еще не было. Я бы не раздумывая поступил сюда!
Вы родились в Бугульме. Почему выбрали Казань для получения высшего образования?
А.К.: Казанский мединститут я выбрал, потому что несколько моих друзей поехали поступать в различные вузы Казани, несмотря на то что ближе к Бугульме находятся Уфа и Самара. Многие из Бугульмы тогда поступали в московские вузы, потому что до столицы из нашего города было проще добраться на поезде, чем до Казани. В итоге мои друзья поступили в вузы, имея 18–20 баллов, а я – нет.
Я набрал в сумме 23 балла. В то время, кроме оценок на вступительных экзаменах, учитывали средний балл аттестата. Я сдал сочинение и химию на «4», физику и биологию на «5», средний балл аттестата тоже был «5». Мы с родителями были уверены, что с такими баллами я точно пройду по конкурсу и даже отметили мое поступление с родственниками. Когда накануне 1 сентября мы с родителями приехали в Казань с вещами, чтобы заселить меня в общежитие, то выяснилось, что я не поступил, так как проходной балл был 23,5. В итоге я пошел работать арматурщиком. Год занимался сваркой арматуры на железобетонном заводе.
Поступил я в мединститут на следующий год. Уже второкурсником начал заниматься исследованиями в области гистологии. Моя первая научная работа носила биомедицинский характер. На крысах мы изучали, как рахит, вызванный у них недостатком витамина D, влияет на работу щитовидной и паращитовидной железы.
Кто еще в Вашей семье посвятил себя медицине?
А.К.: Врачей в моей семье до меня не было. Родители работали нефтяниками. Но мои дети, их у меня трое, решили пойти по моим стопам и выбрали профессию врача. Младшая дочь окончила в этом году школу и будет поступать в вуз, она мечтает стать врачом с детства. Кстати, у нее есть огромная коллекция фигурок врачей: деревянные, стеклянные, оловянные, фарфоровые. Сын работает заместителем главврача в Университетской клинике, а старшая дочь работает в одной из фармацевтических фирм. Я надеюсь, что в нашей семье будет врачебная династия, тем более что мой брат и его дочь тоже врачи – они окончили медицинский институт.
Каким был проходной балл ЕГЭ в ИФМиБ в прошлом году на бюджет?
А.К.: В 2023 году на образовательные программы Высшей школы биологии проходной балл ЕГЭ составлял 210–212. На программы Высшей школы медицины он был выше. Так, например, самый высокий проходной балл был на направлении подготовки «Лечебное дело» – 260.
Быть врачом очень ответственно. Как абитуриенту понять, стоит ли ему идти в медицину или лучше выбрать другую специальность?
А.К.: Во-первых, чтобы быть врачом, надо любить людей, иметь чувство сострадания к ним. Если ты не любишь человека и смотришь на него, как на вещь, то в медицине делать нечего. Кроме того, медицина – это наука, причем часть биологии. Будущий врач, безусловно, должен в какой-то степени любить биологию. Ну а если ты больше, чем людей, любишь бабочек, зверей, птиц, тогда тебе стоит поступать на образовательную программу по биологии.
Ваши выпускники очень востребованы. Как Вы считаете, почему?
А.К.: Когда мы создавали ИФМиБ, то поставили себе цель – готовить очень умных, грамотных врачей. Сейчас главврачи клиник с большим удовольствием берут наших выпускников на работу, потому что они очень толковые, все знают и многое умеют, их не надо доучивать. Эти ребята уже готовые врачи, потому у них хорошая не только базовая, но и клиническая подготовка, которую они получают в Университетской клинике.
Учиться в ИФМиБ, непросто, особенно на медицинских специальностях. Человека, который не может в полной мере освоить программу, мы отчисляем. Отсев у нас немаленький – 20-40 процентов студентов. Я хочу отметить, что у нас нет задачи кого-либо отчислить, более того, нам это с экономической точки зрения не выгодно. Но мы несем моральную ответственность перед обществом за каждого врача, которого мы выпускаем. Нам и нашим детям предстоит лечиться у них. Мы выдаем диплом только тому, в ком мы уверены, что это будет хороший врач.
Говорят, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Что должен делать человек и чего он делать не должен, если хочет оставаться здоровым как можно дольше?
А.К.: Болезни бывают разные. Возьмем, к примеру, болезни сердечно-сосудистой системы, которые по статистике являются главной причиной смертности. Существуют факторы риска их возникновения. Причем есть неуправляемые факторы риска (врожденные), такие, как генетическая гиперхолестеринемия, исключить их мы не можем. А есть управляемые факторы риска (курение, алкоголь, малоподвижный образ жизни), исключив которые, мы можем защитить себя от развития заболеваний. Можно бороться с развитием неинфекционных болезней за счет регуляции управляемых факторов риска.
Перейдем к блиц-опросу.
С прогулки с собакой. В нашей семье есть вельш-корги Бэлл.
2. Вы больше любите: лес или море?
Конечно, лес.
3. Что, на Ваш взгляд, является главным достижением ученых в XXI веке?
Редактирование генома человека – ученые научились исправлять генетические поломки. Кроме того, не могу не сказать еще об одном фантастическом достижении – гуманизированных свиньях. Органы этих генетически модифицированных свиней очень похожи на человеческие и могут быть использованы для трансплантации.
4. Что бы Вы хотели изобрести?
Раньше я проводил исследования в области регенерации скелетной мышцы, потом – печени. Сейчас мы изучаем способность к регенерации мышей рода Acomys. Если мы выясним, в чем их секрет, то научимся стимулировать регенерацию тканей у человека.
5. Где Вы планируете отдыхать летом?
В приемной комиссии!