Учащиеся Лицея им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета выступили в финале IV Международного строительного чемпионата, который прошел в Екатеринбурге. По итогам турнира команда десятиклассников в составе Даниила Кольцова и Григория Софьина заняла 2-е место в номинации «Эффективность строящихся и эксплуатируемых объектов».
Лицеисты КФУ стали участниками Школьной лиги чемпионата – это всероссийское командное соревнование среди школьников по решению кейсов в сфере строительства с целью поддержки кадровой трансформации строительной отрасли и широкой общественности, профориентации школьников в строительные специальности, создания преференций для школьников при поступлении в учебные образовательные организации строительного профиля.
Соревнование для школьников 8–10-х классов включило следующие тематики (номинации): «Технологии в строительстве», «Эффективность строящихся и эксплуатируемых объектов», «Строительство и окружающая среда», «Организация строительного производства», «Комфортное жилье». В рамках решения кейсов конкурсанты осваивали соответствующие тематикам профессии, такие как урбанист-эколог или архитектор и проектировщик «умной» инфраструктуры.
Команды Лицея им. Лобачевского КФУ успешно справились с решением кейсов в номинациях «Эффективность строящихся и эксплуатируемых объектов» и «Комфортное жилье» в предварительном этапе и полуфинале, после чего отправились на финал.
По итогам состязаний «серебро» чемпионата – у команды учащихся класса 10М лицея.
«Выезд оказался сложным, мы не были готовы к заданиям, но я очень рад, что ребята быстро сообразили, что к чему. В финале ребятам предстояло создать необходимую стратегию сокращения расходов на ЖКХ внутри готового дома. В полуфинальном этапе были задания, связанные с архитектурой, им нужно было проектировать», – рассказал Центру медиакоммуникаций КФУ учитель технологии и информатики Лицея им. Лобачевского, наставник команды Тимур Тарасов.
Проект команды предлагает внедрение системы управления зданием (BMS), которая включает в себя ряд инновационных решений: дождевой сад – собирает дождевую воду с крыш и тротуаров, предотвращая эрозию почвы и перегрузку городских дренажных систем; «умные» счетчики – обеспечивают автоматический учет потребления энергоресурсов и передачу данных на сервер управляющей компании, что позволяет оптимизировать потребление и снизить расходы; внутридомовые правила – стимулируют экономичное потребление ресурсов жильцами через систему рейтинга и поощрений, основанную на данных BMS; автоматизированная система уборки мест общего пользования – использует роботы-пылесосы и роботы-уборщики, что сокращает затраты на содержание жилых комплексов и снижает потребление воды.
Призер Даниил Кольцов поделился, что вместе с Григорием Софьиным они обучаются в детской архитектурно-дизайнерской школе «Дашка» уже 10 лет. Несмотря на то, что чемпионат больше ориентирован на строительство, изучив компетенции, ребята все же приняли решение участвовать в турнире и приступили к разработке решения.
По словам десятиклассника, путь к финалу был непростым. Свое будущее юноша видит в профессии архитектора или архитектора-проектировщика.
«На отборочном и полуфинальных этапах нашей задачей было разработать и, соответственно, защитить проект по ревитализации здания из нашего региона. Выбор пал на Дом Щетинкина на улице Баумана. Гриша занимался идейной частью, я же – исполнительно-проектировочной. Главным препятствием было освоение нужных для проектирования программ, но за довольно короткий срок и пару неудачных вариантов нам удалось представить и защитить перед экспертной комиссией наш проект, – прокомментировал Д. Кольцов. – Результатом нашей работы в финале стал проект оптимизации работы жилого комплекса в Екатеринбурге. Тема чемпионата – "Город будущего", поэтому мы использовали максимально современные и экономные решения. В проекте мы сделали упор именно на психологию человека и то, какими способами можно донести до людей идею, что экономия ресурсов важна для всех».
Отметим, что в финале выступила и команда учащихся 9-х классов лицея – Ильдар Гимадеев и Артур Семенов. Наставником ребят выступил учитель физики Лицея им. Лобачевского Никита Тележников.
«Помимо Школьной лиги, была и Студенческая, и Взрослая лига, то есть ребята помимо участия, смогли ощутить себя строителями, пообщаться с профессионалами, которые в этой отрасли работают. Я думаю, что мы и в дальнейшем продолжим участие в таких турнирах и будем акцентировать обучение именно на прикладных моментах, которые пригодятся учащимся в будущем», – подчеркнул учитель.
По словам наставника, ученикам необходимо поработать над взаимодействием в команде – планированием времени, грамотной кооперацией. Каждый вечер чемпионата после завершения мероприятий ребята с куратором рефлексировали над своей работой.
«Этот чемпионат подарил мне ценный опыт, и в нем я нашел множество плюсов как для общего развития, так и для освоения своей будущей профессии – с первого класса я хочу стать архитектором. Благодаря турниру я углубленно изучил все тонкости работы строителем, определился с точным направлением моего будущего рода деятельности и научился работать в команде. Я безумно благодарен нашим наставникам Тележникову Никите Вадимовичу и Тарасову Тимуру Александровичу, которые сопровождали нас с Даниилом на протяжении всей работы и внесли большой вклад в наше развитие», – сказал Г. Софьин.
Для справки. Международный строительный чемпионат – ежегодное мероприятие, объединяющее соревнование специалистов сферы промышленного строительства, деловую программу и мультимедийную выставку. В этом году уже 4-й по счету чемпионат посетили свыше 50 тысяч человек. Поступило более 12 тысяч заявок из 89 субъектов РФ и 17 стран. Учредители Международного строительного чемпионата – Минстрой России, Госкорпорация «Росатом», ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», Российские студенческие отряды. Организаторы – АНО «Россия – страна возможностей» и правительство Свердловской области.