В Академии наук Республики Татарстан при участии Раиса РТ Рустама Минниханова состоялось общее собрание выпускников Республиканской школы заведующих кафедрами и лабораториями организаций научно-образовательного комплекса Республики Татарстан («Школы завлабов»). Не имеющая аналогов программа была реализована Высшей школой государственного и муниципального управления Казанского федерального университета.
Перед началом мероприятия директор ВШГМУ Игорь Привалов презентовал программу главе республики. Отметим, что в собрании принял участие и первый проректор – проректор по научной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский.
Символично, что «Школа завлабов» стартовала именно в Год научно-технологического развития в РТ. Среди 400 участников были заявлены руководители среднего звена естественно-научного и инженерно-технического направления университетов и исследовательских институтов. Основной целью стало повышение квалификации, а также объединение в единую команду исследователей Татарстана. Своим опытом с завлабами в ходе обучения делились ведущие республиканские эксперты. Обучение, которое составило 72 академических часа, было поделено на 5 модулей – они касались как научно-технологического развития в регионе и стране в целом, так и развития управленческих компетенций и мягких навыков, сообщил Рустаму Минниханову директор высшей школы.
С приветственной речью выступил президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов. По его словам, актуальность программы возросла и тем, что в конце прошлого года были утверждены основные федеральные проекты по обеспечению технологического лидерства.
«У нас уже есть хорошая база подготовленных и, главное, вовлеченных преподавателей и специалистов. Надеюсь, что это позволит оперативно и органично интегрироваться в новую федеральную научно-технологическую повестку и послужит хорошим подспорьем в активизации научно-технологического развития министерств и ведомств нашей республики», – сказал президент АН РТ.
Как отмечал помощник Раиса Альберт Гильмутдинов ранее, стиль школы – максимальная практикоориентированность. В рамках программы 40 перспективных участников прошли процедуру ассесмента, в результате которого были определены их сильные стороны и зоны развития. Гильмутдинов озвучил ряд предложений по итогам 1-й «Школы завлабов». Например, к работе планируется привлекать завлабов промышленных предприятий, приглашать федеральных экспертов. Также в перспективе запуск «Школы проректоров». Кроме этого, помощник Раиса РТ выступил с инициативой создания аналогичной образовательной программы для студентов и аспирантов вузов.
Завершающим этапом программы стала защита проектов. Ряд из них были представлены сегодня вниманию главы республики.
Доцент кафедры высшей математики и математического моделирования Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ Александр Агафонов рассказал о том, как искусственный интеллект может помочь в повышении привлекательности естественно-научного образования. В пример доцент привел использование ИИ в решении научных задач. В 2021 году компания DeepMind представила систему AlphaFold, которая с высокой точностью предсказывает структуру белков на основе их аминокислотной последовательности. AlphaFold решила задачу, над которой ученые работали десятилетиями.
«Это достижение имеет огромное значение для биологии и медицины, так как позволяет ускорить разработку новых лекарств и лечение заболеваний, – подчеркнул значимость внедрения технологий ИИ Агафонов. – В нашем проекте мы покажем применение искусственного интеллекта в решении научных задач по математике, физике, биологии, химии. В дополнение к существующей и реализующейся в республике программе "Физмат-прорыв" мы предлагаем комплексный подход, включающий создание лаборатории, организационно-методическую работу, образовательные курсы для школьников и учителей, научные исследования, внеурочную активность – олимпиады, конкурсы, просветительскую работу по популяризации искусственного интеллекта».
Казань является колыбелью органической химии. Кроме этого, в Казани и в Татарстане в целом хорошо развита химическая промышленность, поэтому уровень химического образования как у школьников, так и у студентов, – это очень важный аспект, отметила в докладе заведующая кафедрой высокомолекулярных и элементоорганических соединений Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ Юлия Бахтиярова.
«Цель нашего проекта – наладить взаимодействие и координацию между участниками образовательного процесса Республики Татарстан, а также создать туристическую инфраструктуру для школьников республики и других регионов России. Мы предлагаем следующее решение: создание единого центра химического образования, который мог бы взять на себя функцию объединения и проведения различных мероприятий, связанных с химическим образованием, в том числе и организацию научного туризма. Данный центр может координировать поток школьников. В эту программу могут быть вовлечены все вузы республики», – поделилась инициативой завкафедрой.
Сейчас Химический институт КФУ реализует программы дополнительного образования – «Химические каникулы», «Введение в профессию химик». Ведется разработка программы «Химик-технолог. Тайны профессии».
«Также мы предлагаем ввести новую профессию в школе, ее можно освоить в магистратуре на базе педагогического образования – так называемый популяризатор науки», – рассказала Ю. Бахтиярова.
Проект «Виртуальные лаборатории РТ» представил директор НИЦ «ГеоЛаб» Научного центра мирового уровня «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты» КФУ Булат Гареев. Доцент кафедры генетики Института фундаментальной медицины и биологии Виктория Костенко презентовала программу «Научно-исследовательская лаборатория по геномике растений».
Рустам Минниханов отметил, что сегодня от состояния научно-образовательного комплекса и динамики его развития зависит наше будущее.
«Такие площадки, как "Школа завлабов" очень важны и нужны. Без физико-математического прорыва, без развития химии нам нельзя», – сказал Раис.
Он заметил, что все проекты выпускников программы будут внимательно изучены, а профильным министерствам и Академии наук Рустам Минниханов поручил рассмотреть их практическое применение:
«Многие из них связаны с развитием научно-образовательного комплекса республики, популяризацией науки в наших школах. Ряд проектов мы могли бы рассмотреть в рамках заседаний "Татнефтехиминвест-холдинга". Конечно, их реализация потребует и ресурсов, и финансов. Также наша задача – помочь разработчикам с поиском индустриальных партнеров. Мы обязательно эту работу будем продолжать».
Следующую Республиканскую школу завлабов планируется посвятить социально-гуманитарным и общественным наукам.