Акция «Университетские музеи детям» – это ежегодное мероприятие, направленное на популяризацию науки и знаний среди подрастающего поколения. В рамках него музеи Казанского федерального университета, обладающие богатейшими коллекциями, знакомят детей и их родителей с историей университета, геологическими находками, зоологическим разнообразием, этнографическими артефактами и многими другими интересными экспонатами.
Основной целью мероприятия является популяризация университетских музеев и коллекций, выход за рамки традиционной музейной деятельности, демонстрация новых подходов к работе, изменение представления роли университетских музеев в современном мире, показ разнообразных практик работы с наследием. К слову, акция проводится уже в седьмой раз.
«КФУ – обладатель старейших музеев Поволжского региона. Мы владеем уникальной естественно-научной и технической коллекцией, которую редко можно встретить где-то еще. Все музеи Казанского университета готовят для акции специальные программы: квесты, мастер-классы, музейные занятия, где дети узнают что-то новое, интересное, будь то математика, химия, физика, биология или история. Проведение подобной акции – это способ показать университет будущим абитуриентам до того, как они задумаются о получении высшего образования. Такие мероприятия позволяют повысить узнаваемость музеев среди горожан и гостей города», – сообщила заместитель директора Дирекции музеев КФУ Фарида Вагапова.
Ребята смогли стать участниками таких мероприятий, как «Музейная игротека», на которой узнали об играх, популярных среди взрослых и детей в Средневековье, приняли участие в авторской викторине на знание археологии от сотрудников Археологического музея КФУ. На экскурсии «Этот удивительный мир растений» школьники смогли ознакомиться с удивительным разнообразием растительного мира нашей планеты. Благодаря квесту «Тайны Казанской химической школы» познакомились с миром древних морей и узнали, как выглядели, в какое время жили, чем питались аммониты.
«Я был в Геологическом музее, нам рассказывали, как образовались камни и различные природные элементы. Также мы увидели кристаллы, – это было похоже на настоящую магию. Никогда не думал, что в музее может быть так весело, я стал участником квеста и искал разные экспонаты. Нам показали, как раньше жили люди и какими предметами пользовались в науке и быту», – рассказал ученик 4 класса школы № 39 Ян Хасанов.
На занятии «Открытка от ученого» в преддверии Дня российской науки участники поговорили об открытиях ученых Казанского университета, и где они сейчас применяются, сделали открытку в стиле различных наук. В музее Н.И. Лобачевского на музейном занятии «Аммониты – древние моллюски» участники узнали об истории счета, научились решать математические примеры, как это делали древние египтяне, а также увидели один из прототипов современных калькуляторов.
«В рамках акции "Университетские музеи детям" я посетила Зоологический музей КФУ. Особенно впечатлила систематизированная коллекция насекомых, демонстрирующая биоразнообразие региона. Мне объяснили принципы классификации видов и их роль в экосистеме. Это стимулировало мой интерес к энтомологии», – поделилась впечатлениями ученица 6 класса школы № 34 Ясмина Гарипова.
Во время практического занятия «Удивительный микромир» ребята научились пользоваться микроскопом. В Музее-лаборатории Е.К. Завойского на занятии «Полеты в мечтах и наяву» узнали о том, как люди изучают космос и какую пользу получают от него. На музейном занятии «Далеко вижу, слышу, пишу» познакомились с историей изобретения телеграфа, научились с помощью кодов и условных знаков передавать сообщения на расстоянии и даже попробовали свои силы в изготовлении собственного телеграфного аппарата.
«В ходе интерактивной экскурсии по музею этнографии я изучил особенности быта и культуры народов, населяющих территорию Татарстана. Особенно заинтересовали образцы традиционной одежды и орудий труда, демонстрирующие адаптацию человека к окружающей среде. Это способствовало формированию более глубокого уважения к культурному наследию. В Музее археологии КФУ я ознакомился с артефактами, свидетельствующими о развитии цивилизации на территории Татарстана с древнейших времен. Особое внимание привлекли орудия труда и предметы быта, показывающие эволюцию технологий и социальных отношений. Это помогло мне сформировать более целостное представление об историческом прошлом региона», – отметил ученик 8 класса школы № 39 Ярослав Сибгатуллин.
«Открытка с мезенской росписью» – мастер-класс, на котором ребята познакомились с северной русской народной росписью и сами изготовили открытку. Участники мастер-класса «Школа герольдмейстеров» подробно узнали о гербе Н.И. Лобачевского и составили собственный герб.
В китайской культуре дракон – символ счастья, богатства и удачи. На мастер-классе «Китайский дракон» ребята узнали, что символизирует цвет дракона, легенду его возникновения, а также попробовали «приручить дракона», создав мини-версию.