Музыка – это не просто набор звуков, а мощный инструмент, воздействующий на наши эмоции, мысли и физическое состояние. Но что, из того что мы знаем о ней, правда, а что – миф? Об этом в рамках проекта «Научный вердикт» рассказала доцент кафедры татаристики и культуроведения Института филологии и межкультурной коммуникации Светлана Каркина.
В мире, где музыка сопровождает нас повсюду, важно понимать, как на самом деле звук влияет на психическое, эмоциональное и физическое состояния человека.
Миф № 1. Прослушивание классической музыки делает нас умнее (эффект Моцарта).
Эксперт отметила, что в результате исследования влияния музыки на интеллект был введен термин «эффект Моцарта», согласно которому прослушивание симфонических композиций благоприятно сказывается на развитии интеллекта.
«Множественными исследованиями было доказано, что в процессе слухового восприятия классической музыки – не только Моцарта, но и Баха, Вивальди и других, значительно повышается активность нейронов в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и моторных навыков, концентрации внимания, выражению чувств и проявлению эмоций», – рассказала Каркина.
Миф № 2. Тяжелая музыка (рок) негативно влияет на настроение.
С этим высказыванием доцент не совсем согласна, недавние исследования показали, что люди, которым нравится подобный стиль музыки, демонстрируют снижение агрессии, так как они получают дополнительную возможность выплеснуть негативные эмоции более экологичным способом.
«Но не стоит забывать, что прослушивание такого рода композиций может сопровождаться физическими изменениями: учащением пульса, головокружением, обусловленными низкими частотами большинства музыкальных инструментов этого направления», – подчеркнула специалист.
Теория о негативном влиянии хард-рока во многом связана с его общим восприятием, частое использование агрессивных текстов, экстравагантный внешний вид и скандальные биографии самих музыкантов вызывают чувство беспокойства и тревоги.
Миф № 3. Современная поп-музыка упрощает мышление и снижает интеллект.
«Подобное действие обусловлено резким снижением числа активных зон в коре головного мозга, что затрудняет процесс концентрации внимания и запоминания информации. Как правило, поп-музыка слишком проста для восприятия. Несложные, часто повторяющиеся мотивы и незамысловатые слова не требуют размышлений, наш мозг буквально пережевывает их, как жевательную резинку, которая может быть приятна на вкус вначале, но не несет в себе никакой пользы организму», – отметила С. Каркина.
Миф № 4. Занятие музыкой в детстве гарантирует высокий интеллект во взрослой жизни.
По мнению специалиста, занятие музыкой в раннем возрасте, безусловно, позволяет заложить надежный фундамент интеллектуального развития личности, но в какой мере человек сможет развить свои умственные способности в будущем, будет зависеть от глубины и эффективности полученного им образования.
«Раннее музыкальное развитие открывает доступ к врожденным нейронным механизмам, определяющим характер восприятия окружающего мира и формирование высших функций мозга. Наиболее благоприятным для сенсорного развития средствами музыки ученые называют трехлетний возраст. Именно в этот период дети обладают особой чувствительностью», – поделилась доцент.
Миф № 5. Музыка влияет на эмоциональный фон человека.
Древние греки были уверены, что звуки оказывают влияние на физическое и душевное состояния и даже имеют лечебное воздействие, помогая восстановить гармонию тела и духа путем высвобождения эмоций и разрешения внутренних конфликтов.
«Современные музыкальные психологи утверждают, что слушатель ассоциирует себя с исполнителем, в процессе сопереживания его мозг регулирует эмоции, позволяя выплеснуть накопившийся негатив. Вот почему после хорошего концерта мы часто чувствуем себя чище, добрее. Пережитые эмоции печали вызывают воспоминания реальных сложных ситуаций. При этом происходит "проживание" боли без вреда для психологического здоровья, что стабилизирует эмоциональный фон, способствует достижению спокойствия и умиротворения», – считает доцент.
Миф № 6. Музыкальная терапия заменяет психолога.
С этим высказыванием специалист отчасти согласна, так как научными исследованиями подтверждено, что музыка может заменить седативные медикаменты, заметно помогая при невротических расстройствах. Например, в процессе пения мозг человека начинает вырабатывать нейромедиатор – дофамин, который отвечает за хорошее настроение и общий тонус организма. Вот почему психологи часто рекомендуют занятие пением для стимулирования уверенности в себе.
«Кроме того, польза музыки отмечается при борьбе с тревожными состояниями и развитии навыков саморегуляции, она способствует повышению стрессоустойчивости и быстрой адаптации в коллективе», – отметила она.
Но музыкотерапия не может заменить медикаментозного лечения в тяжелых случаях психических отклонений, но может стать эффективным дополняющим методом, который, в отличие от многих лекарств, разрешается применять самостоятельно, потому что никаких противопоказаний при этом не выявлено.
Миф № 7. Прослушивание расслабляющей музыки перед сном благоприятно влияет на него.
Музыка помогает повысить качество сна, замедляя частоту сердечных сокращений и дыхание, улучшает его продолжительность. Она запускает высвобождение серотонина – гормона, связанного с эмоциональным равновесием, отвечающим за позитивное и спокойное эмоциональное состояние.
«Определенные стили и жанры музыки помогают создать умиротворяющую и расслабляющую атмосферу. Прослушивание композиций, близких классической музыке, например произведений Шопена, способствует снижению уровня кортизола в крови, оказывая заметное седативное и даже обезболивающее действие», – заключила Каркина.
Ранее в рамках «Научного вердикта» мастер спорта, заведующая Общеуниверситетской кафедрой физического воспитания и спорта Наталия Тагирова развенчала самые популярные мифы о физических нагрузках.
Напомним, что «Научный вердикт» – инициатива Департамента по информационной политике КФУ. Стать участником проекта может каждый, прислав свой миф на электронный адрес: pressa-kfu@mail.ru. Самые неоднозначные заблуждения развенчают ученые Казанского университета.