В Казанском федеральном университете прошла стратегическая сессия Министерства науки и высшего образования РФ «Нормативное регулирование объемов учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава».
Мероприятие началось с установочных докладов.
О пилотном проекте по введению новых систем оплаты труда работников сферы науки и высшего образования доложил заместитель министра науки и высшего образования России Андрей Омельчук.
«Перед нами стоит задача по внедрению отраслевых систем оплаты труда во всех сферах. Сейчас у нас есть пилотные регионы (Республика Татарстан, Чеченская Республика, Пермский край, Новосибирская, Мурманская и Орловская области), далее, в 2027 году, вся страна войдет в эту модель. Мы понимаем, что, когда речь идет об отраслевой системе, нельзя не говорить об учебной нагрузке. В рамках пилотного проекта особняком стоит именно она. Нужно понимать, чем заработная плата одного человека отличается от зарплаты другого. Осознаем, что есть дисбаланс между гарантированной частью, премиями и так далее. В конечном итоге отраслевая система оплаты труда будет одинаковая с точки зрения требований, рамок, логики, стимулирующих компенсационных выплат. Чем раньше начнем работу, тем быстрее мы дойдем до результата», – ввел в курс дела замминистра.
Напомним, о постепенном введении новой модели оплаты труда бюджетников Президент России Владимир Путин заявил в феврале в послании Федеральному Собранию. Тогда он поручил чиновникам добиваться роста дохода занятых в бюджетной сфере и сократить разброс в зарплатах между регионами.
О новых подходах к расчету нагрузки ППС в условиях перехода на национальную систему высшего образования рассказала временно исполняющая обязанности директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Елена Тумакова. Она акцентировала внимание на том, что, несмотря на локальные нормативно-правовые акты, нагрузка на профессорско-преподавательский состав в вузах разная, о чем свидетельствуют соответствующие мониторинги.
«Мы фиксируем отсутствие единых требований к объему нагрузки по должностям, может быть, их и не должно быть, – вопрос остается открытым. Тем не менее на одной и той же должности дисбалансы наблюдаются. Это тоже нужно обсудить, дать ответ на вопрос, как отрегулировать ситуацию. Что касается видов контроля, то в разных вузах, например, на зачет могут быть разные нормы, в одном регионе, в одном городе и в одном вузе дается час времени, в другом – ноль. Нормы должны быть понятны и прозрачны для преподавателя», – подчеркнула Е. Тумакова.
Анонсируя предстоящие дискуссии, врио директора департамента обратила внимание на то, что в ходе стратегической сессии вузы представят свои кейсы, как в учебных заведениях решаются вопросы регулирования нагрузки. Она выразила уверенность в том, что участники мероприятия найдут рациональные и оптимальные решения, которые могут быть реализованы в их учебных заведениях.
С докладом «Нормативное регулирование нагрузки преподавателя вуза: ретроспектива» выступила руководитель Центра экспертно-аналитического и методического сопровождения разработки и внедрения новой модели высшего образования Ирина Апыхтина. В 1930-е годы во главу угла ставился вопрос качества и научного уровня преподавания. В 1940–1950-е годы акцент смещается на проведение научных исследований, работу со студентами. Ни в одном из документов до 1977 года нет детализированного нормирования нагрузки. Есть только рамка, и она является руководством для того, чтобы заведующий кафедрой в пределах объема часов, который отводится на тот или иной объем работы, самостоятельно рассчитывал нагрузку. Именно в документах 1950-х годов вводится понятие «индивидуальный план», акцент делается на участие в педагогическом процессе, научных исследованиях, однако там не было речи о воспитании.
Стратегическую сессию продолжили экспертные кейсы «Об опыте формирования нагрузки в университете».
«Работа и нагрузка преподавателя в условиях вариативной образовательной модели исследовательского университета: ОПЫТ НИУ ВШЭ» – об этом сообщил проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Рощин.
Невозможно обсуждать нагрузку, не говоря об образовательной модели университета, уверен проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Он поделился опытом ВШЭ с этой точки зрения:
«Очень много параметров, которые есть в нашей образовательной модели, сопрягаются с тем, как выстраивается планирование нагрузки. Второе, что очень важно: Высшая школа экономики – это национальный исследовательский университет, и с этой точки зрения его деятельность многозадачна. Мы сильно технологический университет во всем том, что касается информационных технологий, computer science. Это доминирующая часть нашего контингента студентов сейчас, но еще это и продуктовая деятельность для профессорско-преподавательского состава».
Нормированию труда при планировании внеучебной части учебной нагрузки было посвящено выступление проректора по образовательной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Людмилы Панковой.
«Внеучебную нагрузку или работу преподавателей отнормировать достаточно сложно, потому что мы понимаем, что нет никаких рекомендаций и каждая образовательная организация здесь действует самостоятельно. В нашем университете мы этот вопрос долго обсуждали. Есть отдельные крупные блоки, это, несомненно, учебно-методическая работа, научно-исследовательская, воспитательная и организационная составляющая. Здесь надо посмотреть на накопленный опыт, векторы развития и привести все это в прозрачный, правильный документ, который будет учтен при формировании эффективного контракта», – поделилась мнением проректор.
Следующими экспертными кейсами поделились исполняющий обязанности ректора Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» Борис Падалкин (в режиме видеоконференции), проректор по образовательной деятельности Национального исследовательского Томского государственного университета Евгений Луков, проректор по учебно-методической работе Уфимского государственного нефтяного технического университета Денис Гулин.
О методике расчета норм времени педагогической работы преподавателей фундаментальных дисциплин Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана поведал Б. Падалкин, ранее работавший в этом вузе. Он обратил внимание на вопрос формирования штатного расписания.
«В университете в прошлом году начался эксперимент, этот учебный год посвящен как раз его развитию. Мы ввели так называемый статус преподавателя-исследователя. Цель эксперимента – уйти от управления учебной нагрузкой к управлению компетенциями преподавателей, уйти от этой гонки за часами. Работа понятная, нам всем привычная, но все же ее интегральная эффективность невелика. По какой причине? Что нужно для того, чтобы качественно преподавать? Педагоги должны обладать высокой квалификацией, уметь преподавать свою дисциплину, находиться на переднем крае с точки зрения профессиональной компетенции исследователей, разработчиков, собственно говоря, доносить студентам то, что сегодня актуально и важно, делать это с высоким качеством и при этом иметь время на участие в НИОКРах, выполнение разработок, проведение научных исследований, – подчеркнул Борис Падалкин. – Основа, по нашему мнению, не в скрупулезном учете часов, а в сочетании ресурсов, которыми мы располагаем, – ресурса времени, ресурсов денежных – окладов, фондов надбавок, и возможности рационального планирования учебной нагрузки без лишней бюрократии».
Об опыте трансформационной деятельности в ТГУ рассказал Е. Луков.
В ходе выступления он напомнил, что в советское время в вузы поступали около 7 процентов возрастной группы, и из них вырастали очень мотивированные и амбициозные студенты. Теперь высшее образование массовое, и его получают от 50 до 60 процентов, причем не все обучающиеся осознают свою цель. Для того чтобы студент не потерял интерес к учебе и ознакомился с возможностями вуза, предлагается ввести в образовательный процесс тьютора.
«Насколько это хорошо или плохо, проанализировать было тяжеловато, но что мы заметили: во-первых, отчисляемость этих студентов стала меньше, и, во-вторых, стипендиальный фонд вырос. То есть, очевидно, мотивация к учебе стала выше», – поделился спикер.
Денис Гулин рассказал участникам сессии о методике «Студентокредит», где за основу берется не часовая нагрузка, а подход к проделанной работе преподавателя в целом.
«Эта методика позволила на кафедре через укрупнение потоков в течение двух лет снизить нагрузку среднего человека с 860 до 780 часов, – пояснил проректор УГНТУ. – С позиции директора института это позволило находить для своего учебного процесса способ, с одной стороны, сэкономить, с другой стороны, простимулировать своих преподавателей. Например, использование сетевых форм обучения или использование онлайн-курсов, где в целом обучение для университетов не так дорого, но это позволяло экономить для стимулирования преподавателей использовать новые формы. Сейчас эту же методику мы пытаемся адаптировать под новые тренды».
Далее состоялась вопросно-ответная сессия.
Первый день стратегической сессии продолжился групповой работой и завершился заседанием фокус-группы. Процесс был выстроен следующим образом: участникам сессии в рамках двух треков предстояло спроектировать систему расчета нагрузки ППС и систему оплаты труда.