В Казанском федеральном университете продолжается проект «Научный вердикт», в рамках которого эксперты вуза развенчивают самые устоявшиеся стереотипы. Темой нового выпуска стали детские игрушки. Сколько их нужно для развития ребенка? Можно ли играть с предметами быта? О чем говорит возрастной ценз на упаковке? На эти и многие другие вопросы ответили в КФУ.
Прокомментировал наиболее распространенные мифы старший преподаватель кафедры дошкольного образования Института психологии и образования Казанского университета Арсений Рафф-Ганачевский.
Миф №1. Девочкам – куклы, мальчикам – машинки.
Традиционно куклы считаются игрушками для девочек, а машинки – для мальчиков. Однако это разделение в основном обусловлено социальными нормами и культурными стереотипами. По словам психолога КФУ, такое убеждение давно устарело.
«Безусловно, многие родители мечтают сформировать у своих детей определенные феминные или маскулинные признаки, которые присущи их полу, считая, что в будущем они будут лучше проявлять женские или мужские черты личности. В реальности это не так», – подчеркнул Рафф-Ганачевский.
Он объяснил, что для маленьких детей игра – это в первую очередь воображаемая ситуация, в которой они воспроизводят те социальные ситуации, которые им в реальности недоступны. Поэтому малышам необходимо создавать как можно больше возможностей для проигрывания этих ситуаций, предоставляя разнообразные игрушки независимо от их пола.
«Это поможет им развивать воображение и умение выстраивать социальные связи с другими ребятами и взрослыми. Например, у мальчиков, которые играют в куклы с девочками, в будущем будет больше развита эмпатия; а девочки, которые играют в конструктор, будут обладать пространственно-логическим мышлением. Эти качества в дальнейшей жизни принесут детям гораздо больше пользы, чем навязанные родительские стереотипы и ненужные запреты, которые они будут проецировать уже на следующее поколение», – добавил психолог.
Миф №2. Чем больше игрушек, тем лучше.
Эксперт проекта уверен, что это вредный стереотип, который стал своеобразным результатом потребительского отношения взрослых. Так, многие родители считают, что, задаривая ребенка, они показывают свою любовь.
«Большое количество игрушек рассеивает внимание ребенка и не дает сконцентрироваться на одной определенной, что сказывается на качестве самой игры. Поэтому лучше иметь 10 многофункциональных вещей, чем 100 одноразовых», – отмечает Рафф-Ганачевский.
Он также добавил, что важно проводить периодическое чередование. Например, выдавать ребенку 10 игрушек на пару недель, а после, как только у малыша пропадет к ним интерес, заменить их на другие.
«Когда игровая среда “обедненная”, ребенок будет лучше и эффективнее использовать доступные игрушки, делая их полифункциональными и наделяя новыми свойствами, а также качественнее развивать свою фантазию. К тому же дети, у которых предметов для игр было меньше, вырастают более бережливыми, да и родители могут потратить сэкономленные деньги на совместное времяпрепровождение, которое принесет огромную пользу для развития ребенка и семьи в целом», – прокомментировал миф собеседник.
Миф №3. Развивающие игрушки совершенствуют навыки ребенка «сами по себе».
Говоря об этом стереотипе, Арсений Рафф-Ганачевский вспоминает известного советского психолога Льва Выготского, который считал, что обучение создает зону ближайшего развития, двигает развитие вперед, но при условии, что взрослый находится рядом. Ребенок может достичь большего с помощью взрослого, чем самостоятельно. Просто дать игрушку в руки даже с пометкой «развивающая» недостаточно.
«Сейчас таких “развивашек” появилось очень много. В большинстве своем даже дорогая яркая игрушка с множеством кнопочек, лампочек и звуковых эффектов не научит ребенка ничему, кроме нажимания на эти кнопочки. Лучшим вариантом игрушек станут простые и многофункциональные», – отметил преподаватель КФУ.
В числе таких он выделяет разнообразные конструкторы или кубики, которые развивают пространственное мышление, логику и мелкую моторику. Мягкие игрушки, например, учат ребенка бережному отношению и формируют эмпатию. Песок, вода и другие природные материалы стимулируют сенсорное восприятие и творческое воображение.
«Безусловно, любая игрушка может стать развивающей, если взрослый научит ей правильно пользоваться, а не просто отдаст ее ребенку», – закончил мысль детский психолог.
Миф №4. С предметами быта играть не следует.
С этим утверждением эксперт оказался в корне не согласен. С домашней утварью играть не только можно, но и нужно. Однако спикер предупреждает, что главное, чтобы эти предметы были безопасными для ребенка.
«Кастрюлю можно использовать как барабан, а ложки как палочки. Из картонной коробки можно сделать укрытие или шлем рыцаря. А сыпучие продукты (фасоль, макароны) можно задействовать для нестандартного совместного творчества и развития мелкой моторики», – объяснил он.
Лучшая игрушка для ребенка та, которую он может превратить во что угодно, уверен специалист. При этом важно не забывать о правилах безопасности и не мешать малышу фантазировать.
Миф №5. Дети увлекаются игрушками только до подросткового возраста.
На самом деле, как рассказал Центру медиакоммуникаций психолог, интерес к ним в 11–14 лет вовсе не заканчивается, а трансформируется и продолжается в более позднем возрасте:
«Да, подростки реже играют в куклы или машинки, но их увлечения – видеоигры, настолки, коллекционные фигурки – являются как раз эволюцией детских игр».
С точки зрения концепции психосоциального развития Эрика Эриксона, подростковый возраст – это этап поиска и установления собственной позитивной идентичности, в котором подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями.
«Сейчас многие подростки взаимодействуют друг с другом с помощью видеоигр. Через них они учатся дружить, выстраивать крепкие отношения, демонстрируя свои игровые навыки. А некоторые находят в этом профессиональный смысл жизни, становятся киберспортсменами и зарабатывают хорошие деньги. Игры становятся сложнее, насыщеннее», – подчеркнул специалист по детской психологии.
Для подростков игры – это не просто развлечения, а часть их социальной культуры и коммуникации. А. Рафф-Ганачевский предупреждает, что важно в этот период не запрещать и осуждать ребенка, мол, ты что, маленький, в игрушки играешь, а поддерживать его, общаться с ним и, быть может, даже разделять игровые интересы.
Миф №6. Возраст на упаковке – лишь рекомендация.
Собеседник считает, что возрастные маркеры на игрушках действительно рекомендации, а не жесткие ограничения. Они учитывают безопасность и усредненные этапы развития, но важно помнить, что каждый ребенок уникален.
«Маркировка “0+” или “3+” связана в первую очередь с физической безопасностью. Даже если игрушки не по возрасту ребенку, ему можно их давать, но только под строгим присмотром взрослого, чтобы не случилось неприятностей», – констатировал психолог Казанского университета.
При подборе важно ориентироваться на индивидуальные способности ребенка, безопасность и возможность предмета адаптироваться под разный возраст.
«Давать очень сложную игрушку маленькому ребенку в надежде, что он ее освоит и станет более развитым по сравнению со сверстниками тоже не стоит, так как неосвоение этой игрушки может вызвать у малыша скуку и чувство фрустрации, – насторожил эксперт. – Важно не бояться пробовать. Если ребенок не осваивает тот или иной предмет для игр сейчас, можно его временно отложить, пока он не вызовет стойкий интерес».
Стать участником проекта может каждый, прислав свой миф на электронный адрес: pressa-kfu@mail.ru. Самые неоднозначные заблуждения развенчают ученые Казанского университета. Напомним, ранее в рамках «Научного вердикта» психолог разрушила стереотипы о воспитании детей.