Доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета Ильдар Абитов рассказал о сохраняющемся магическом мышлении в современном обществе, его когнитивных механизмах, функциях и рисках. Эксперт объяснил, почему у людей остается склонность обращаться к картам Таро, астрологии, натальным картам и другим эзотерическим практикам.
Вопреки распространенному мнению, что с ростом научного знания магические и суеверные представления должны угаснуть, на практике наблюдается иное. Психолог отмечает, что рациональное и магическое мышление у современного человека сосуществуют.
«Когнитивная психология выделяет процессы первого и второго порядка. Первый – интуиция, быстрые решения, привычки и традиции, сформированные опытом. Второй порядок – это аналитическое, рациональное, рефлексивное мышление. Процессы первого порядка не являются строгим анализом, они представляют собой короткие пути, позволяющие быстро принять решение. Если однажды такой способ сработал, человек склонен повторять его снова. Именно на этом основании магическое мышление устойчиво сохраняется», – подчеркнул психолог.
Исследования показывают, что чем сильнее человек склонен искать причины и игнорировать роль случайности, тем выше его суеверность. Эта установка помогает упорядочить мысли, но ведет к иррациональным объяснениям.
«Главная польза суеверий и эзотерики заключается в регуляции эмоционального состояния. Ритуалы и вера в сверхъестественное дают иллюзию контроля, снижают тревогу и структурируют неопределенность. Когда человек не может справиться с тревогой рациональными методами, он обращается к эзотерическим идеям как к психологической подпорке», – прокомментировал Ильдар Абитов.
Современные практики эзотерики часто прикрываются оболочкой научности: таблицы, классификации, ссылки на философов и психологов, включая основоположника аналитической психологии Карла Густава Юнга. Необходимо помнить, что это всего лишь форма без содержания. Псевдонаучная оболочка создает иллюзию рациональности.
«Здесь задействованы две ключевые потребности человека: безопасности – предсказания обещают защиту и контроль, и познания – системы астрологии и Таро имитируют научный подход, структурируя мир и объясняя его. Таким образом, эзотерика отвечает на эмоциональные и когнитивные запросы», – рассказал эксперт.
Примеры показывают, что вера в предсказания влияет на серьезные жизненные решения, такие как отказ от операций у онкобольных (случай Стива Джобса часто приводят как иллюстрацию), падение продаж домов под номером 13, рост аварийности в «несчастливые» даты, вроде пятницы 13-го. Тревожность, подпитываемая суевериями, отражается на экономике и общественной безопасности.
«Здоровый интерес к эзотерике возможен только в игровой форме – как традиция, культурный ритуал или способ развлечения. Опасность начинается там, где решения о здоровье, финансах, отношениях принимаются исключительно по гороскопам или раскладам. Человек испытывает сильную тревогу, если не может выполнить ритуал. Появляется зацикленность и зависимость», – отметил И. Абитов.
Исследования клинического психолога Ирины Стояновой показывают, что здоровые люди воспринимают суеверия как традицию поколений, а пациенты с неврозами воспринимают ритуалы как строгую норму, и их невыполнение вызывает сильное беспокойство.
«Чаще всего тревожные, ригидные личности и люди, которым трудно переключаться с одних идей на другие, склонны к эзотерике. Однако предрасположенность к суевериям зависит и от ситуации. Например, у беременных женщин связь тревожности и суеверности проявляется по-разному, в зависимости от состояния здоровья», – объяснил психолог.
В психотерапии допустимо использовать только метафорические ассоциативные карты как проективный инструмент для размышлений. Таро и натальные карты, по мнению специалиста, применять нельзя. Они вводят пациента в заблуждение и укрепляют зависимость от иллюзии внешнего контроля.
«После Второй мировой войны в Германии, а также во времена кризисов в других странах резко возрастал спрос на целителей и прорицателей. Современные экономические и политические кризисы действуют аналогично. Эзотерика в такие периоды дает людям иллюзию стабильности и контроля там, где реальный контроль недоступен», – рассказал доцент.
Необходимо отметить, что медиа часто популяризируют эзотерические практики, делая их частью культурного фона. Но именно образование и развитие критического мышления способны защитить общество от манипуляций и псевдонаучных идей.
Современный интерес к эзотерике – сложный многослойный феномен, в котором переплетаются когнитивные особенности, эмоциональные потребности и социальные обстоятельства. С одной стороны, магическое мышление дает ощущение безопасности и снижает тревогу. С другой – оно может привести к реальным рискам ухудшения здоровья, потере денег, снижению качества жизни. Разграничение между символической традицией и опасной зависимостью – ключ к пониманию роли эзотерики в современном обществе.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.