В Казанском федеральном университете продолжается кросс-вузовская экспертиза. Цель – обеспечить независимую и объективную оценку реализации программы развития КФУ. Подробнее о том, как строится работа, рассказали эксперты ФГАНУ «Социоцентр».
Напомним, что мероприятие реализуется по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ. Команда трансформации Казанского университета вместе с экспертами – представителями вузов и научных организаций РФ анализирует результаты и перспективные направления деятельности КФУ с точки зрения соответствия стратегическим задачам и целевому образу будущего.
Пул экспертов был сформирован по результатам конкурсного отбора, который провел ФГАНУ «Социоцентр» при поддержке Минобрнауки России. В мероприятии, которое проходит в Казанском федеральном, принимают участие следующие эксперты: ученый секретарь Государственного геологического музея имени В.И. Вернадского Исхак Фархутдинов, проректор по учебно-воспитательной работе, молодежной политике и цифровизации Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова Эржэна Имескенова, проректор по учебно-методической работе Уфимского государственного нефтяного технического университета Денис Гулин, советник при ректорате Уральского государственного горного университета Наталия Киреева.
В КФУ кросс-вузовская экспертиза проводится по нескольким направлениям: «Модель университета и стратегические цели», «Управление программой развития», «Технологическое лидерство/СТП», «Система подготовки кадров», «Стратегия цифровизации». Среди задач – взаимная оценка планов развития университетов равными участниками, выявление передовых практик, повышение прозрачности экспертной деятельности и формирование вузовского экспертного сообщества.
Как отметил И. Фархутдинов, мероприятие отличается тем, что к нему привлекаются коллеги, которые работают в университетах и имеют большой опыт в управленчестве, могут осуществлять экспертизу и в коммуникативной форме обсудить с участниками ход работы.
«Критерии оценки стандартные, ключевых – четыре. Первый – это целевая модель вуза, какие амбиции и стратегические цели он ставит перед собой и насколько они подкреплены ресурсами университета. Следующий критерий – технологическое лидерство, то есть в какой степени оно обеспечено и какие заделы по стратегическим технологическим проектам уже имеются, к чему стремится учебное заведение. Третий – система управления университетом. Четвертый – это система подготовки кадров и образовательной модели: как она выстроена и насколько подкрепляет другие три критерия, – пояснил эксперт «Социоцентра». – Перед началом мероприятия мы провели довольно объемную аналитическую работу, изучили документацию и программу развития Казанского федерального, в том числе экономические показатели. С коллегами из КФУ обсуждали, какие же есть точки роста, на чем следует акцентировать внимание».
Он подчеркнул, что фокус внимания направлен на то, чтобы совместно с участниками экспертизы разработать план развития вуза, порефлексировать над тем, что можно усовершенствовать.
«Очень хорошо, что в этом году участвуют индустриальные партнеры, которые могут дать обратную связь, что можно улучшить, например, в системе управления образовательной модели или страттехпроектами», – прокомментировал Исхак Фархутдинов.
Своим мнением поделилась и Наталия Киреева:
«Казанский университет – очень мощная корпорация. Первое, что влюбляет в него, – это достаточно высокий потенциал сотрудников. У КФУ серьезные заделы в области фундаментальных исследований, которые позволяют вузу продуцировать мощный технологический результат, что является важным акцентом в новой итерации программы "Приоритет-2030" до 2036 года».
Выездная кросс-вузовская экспертиза играет ключевую роль в анализе ресурсов университетов, реализации их стратегических проектов и меняет подход к экспертной работе. На смену системе вертикального контроля приходит развивающееся профессиональное сообщество, где совместно вырабатываются стандарты качества и конкретные рабочие решения, происходит обмен опытом, передача лучших практик от равного равному. Таким образом, оценка экспертов становится не инструментом контроля, а ресурсом для развития.
«Такие стратегические сессии позволяют на секунду остановиться, задуматься о том, что мы сделали, в правильном направлении ли мы идем, может быть, что-то не учитываем, о чем-то забыли. Это такая процедура рефлексии, самоанализа собственной деятельности, которая помогает нам всем двигаться гораздо лучше и, может быть, найти Казанскому федеральному университету новые идеи для самосовершенствования», – резюмировала Киреева.
Кросс-вузовская экспертиза в КФУ продолжает свою работу и сегодня. Завершится мероприятие пленарным заседанием и итоговой рефлексией.
С 2025 года программа Минобрнауки России «Приоритет-2030» реализуется в рамках федерального проекта «Университеты для поколения лидеров» национального проекта «Молодежь и дети».
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.










87