Сегодня, 4 декабря, Казанский университет посетила делегация руководителей кафедр общественных наук вузов Татарстана. На последнем заседании Совета ректоров республики его председатель, ректор КФУ, профессор Ильшат Рафкатович Гафуров обозначил необходимость подобного мероприятия.
«Наша встреча проходит в рамках поручения Совета ректоров. Мы бы хотели, чтобы все руководители кафедр общественных наук прошлись по всем нашим университетам, прежде всего Национальным исследовательским, и побывали у нас, в федеральном. Нужно увидеть, как развиваются университеты. Прошло пять лет, и в следующем году заканчиваются сроки работы наших вузов в статусе национальных исследовательских, подходит время подведения итогов работы Казанского университета как федерального. 13-14 декабря эти вопросы будут обсуждаться в Белгороде в рамках совещания Министерства образования и науки России», - обратился к собравшимся Ильшат Рафкатович.
Консолидация ресурсов и возможностей всех университетов необходима для формирования единого научно-образовательного пространства. Причем сегодня, осмотрев инфраструктуру КФУ, представители университетского сообщества обсудили и вопросы образования в целом, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным. Об этом, в частности, в своем докладе упомянул первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Иванович Поминов:
«За последние 10 лет построено порядка 200 детских садов и решена проблема с размещением детей. Построено 35 новых школ. Серьезно решается вопрос с сокращением учёбы во вторую и третью смену. Мы успешно работаем над этой задачей», - рассказал он.
Кроме того, участникам встречи продемонстрировали, какие качественные изменения произошли в системе образования республики за последние 10 лет. Так, кардинальные перемены произошли в структурном составе обучающихся на всех уровнях образования. При этом обеспеченность образовательными ресурсами в Татарстане стопроцентная: на 152 000 студентов приходится 50 университетов и институтов, и только в КФУ хватает места для 44 000 из них. Полностью решена проблема с обеспеченностью детскими садами, усилена работа с профессиональными учебными заведениями: в этой сфере на 68 000 студентов приходится 94 колледжа. Все уровни от детских садов до университетов создают единую систему, каждый элемент в которой двигается в определенном направлении.
Отдельно представили систему, созданную в Казанском университете. С докладом об этом выступил ректор КФУ, рассказав о том, что осталось скрытым от глаз гостей при ознакомительном обходе по университету. В частности, речь зашла о концепции единого вектора развития, который складывается из совместных усилий всего множества подразделений КФУ.
«Программа развития была создана при участии каждого структурного подразделения, и каждый год мы ее обновляем. Регулярно встречаемся с коллективом и вносим коррективы. Хорошо это или плохо, я сказать не могу. Могу лишь заявить, что перемены должны быть. Мы должны правильно и своевременно реагировать на изменения в обществе», - подчеркнул Ильшат Рафкатович Гафуров.
Однако к такому единству университет пришел не сразу. Было несколько этапов развития, на каждом из которых происходили процессы создания, объединения и разделения. Последний из них прошел в период формирования Казанского университета как федерального. Были созданы новые направления, восстановлено медицинское образование, открылся Инженерный институт и появилась университетская клиника.
Отдельно ректор КФУ рассказал о том, как решались вопросы подготовки специалистов по направлениям, которых не было в первоначальной структуре Казанского государственного университета. На примере педагогического и медицинского образования показали, как формировалась система центров ответственности. Так, если учителей-предметников готовят почти в каждом институте по той или иной профилизации, то контроль над этим процессом так или иначе осуществляет Институт психологии и образования. Там же будущие педагоги получают базовые знания о преподавании, а отточить навыки на практике могут на площадке собственных лицеев КФУ. Кроме того, ИПО концентрирует все направления педагогической магистратуры и заведует переподготовкой и повышением квалификации учителей. Так же построена работа в медицинском кластере: центром ответственности выступает Институт фундаментальной медицины и биологии, в то время как апробация результатов исследований и практики студентов проходят в Университетской клинике.
Эти идеи нашли отражение в программной стратегии развития КФУ, о которой ректор упомянул в начале выступления. Он также подчеркнул, что она формировалась согласно требованиям динамики экономического роста региона и направлена на достижение общих с республикой целей.
Такое концентрирование усилий, создание центров ответственности, вовлечение сотрудников всех уровней в дело повышения качества образовательного процесса уже показали результат в виде значительного продвижения в глобальных рейтингах THE и QS. К слову, КФУ - единственный университет в Татарстане, кто смог заявить о себе в мировой образовательной среде через позиционирование в международных рейтингах. При этом важно, что дело не только в размере университета и количестве привлекаемых ресурсов. Ректор КФУ напомнил, что успехи в ранжировании показывают и небольшие профильные вузы из разных стран мира, сравнимые по возможностям с технологическими университетами Татарстана.
К слову, свой потенциал эти вузы смогут продемонстрировать совсем скоро, когда встречи в сегодняшнем формате будут продолжены с осмотром, прежде всего, инфраструктуры исследовательских университетов.