31 марта в г.Пятигорск Ставропольского края доцент кафедры гражданского права Ильсур Салихов прошел обучение экспертов по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции. С учетом состоявшегося обучения он включен в федеральный список экспертов Ассоциации юристов России.
На семинаре федеральный эксперт и руководитель программы, профессор Николай Белокобыльский обобщил накопленный опыт аккредитации юрвузов России, сделал рекомендации экспертам по проведению аудита образовательной деятельности.
В числе наиболее «проблемных» и важных были указаны следующие моменты. Руководитель образовательных программ должен иметь базовое юридическое образование, ученую степень и активно осуществлять научно-публикационную деятельность по профилю программы. Профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий реализацию программы должен подтверждать свою компетентность активной публикационной деятельностью не менее 2 статей в журналах ВАК в год. При этом значение участию журнала в международных системах цитирования не придается.
Название (следовательно, и содержание) образовательных программ должно максимально соответствовать образовательному стандарту и утвержденной номенклатуре научных специальностей.
Начиная с этого года программа экспертной оценки оптимизирована за счет уменьшения количества оценочных критериев и устранения неопределенности отдельных позиций. Унифицирован список запрашиваемых документов – теперь вуз будет предоставлять только 28 документов и, как и ранее, самостоятельно заполнять анкету самообследования. Роль эксперта ввиду новейших изменений в большей степени будет определяться необходимостью подтверждения фактов выполнения/невыполнения предусмотренного программой критерия.
Отдельно остановились на проблеме информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса. Желательно наличие доступа студента к интранету вуза, к современным электронным библиотекам и профессиональным подпискам. Однако это не освобождает вуз от обязанности иметь доступные студентам фонды печатных учебников по основным курсам.
Деятельность юрклиник при вузах признана важной частью образовательного процесса. Различные вузы имеют разные подходы к ее интеграции в учебный и научный процесс. Важно, чтобы практическая деятельность студентов сопровождалась внедрением в учебный процесс соответствующих практико-ориентированных учебных дисциплин. При организации общеобязательной практики на базе клиники важно не допускать ее формализации, снижения качества оказания правовой помощи в условиях массофикации привлечения студентов. Была дана критическая оценка замещения живого общения с клиентами электронными – дистанционными формами взаимодействия.
Необходимо налаживать обратную связь с клиентами, получать отзывы и информацию о практических результатах правовой помощи. Результаты работы клиницистов должны системно обобщаться на уровне курсовых работ студентов. Работа клиники, как и юрвуза в целом, должна регулярно освещаться в СМИ. Имеется положительный опыт ведущих вузов организации телепрограмм и передач в региональных СМИ.
Живая дискуссия развернулась после выступления казанского участника семинара, предложившего к обсуждению две существенных для программы аккредитации проблемы. Во-первых, было указано на необходимость повышения значимости такого критерия качества деятельности вуза, как востребованность выпускника, его успешное трудоустройство и социализация. При этом оппоненты высказались против данного предложения, считая, что вуз давно не несет ответственности за трудоустройство студентов. Идея о включении в стандартную программу экспертизы блока исследования новых и лучших методик и практик вуза, напротив, получила общее одобрение.
Для справки. Профессионально-общественная аккредитация Ассоциации юристов России является уникальным по своим масштабам и значимости проектом, целью которого является признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля. дополнительного профессионально-общественного контроля, чтобы подтвердить высокий уровень качества образования и его признание в профессиональном сообществе.