Участниками этого крупного международного форума стали учителя, молодые исследователи, деятели науки и культуры, а также друзья и последователи Мирзы Махмутова, занимающиеся изучением теории проблемного обучения.
В церемонии открытия Махмутовских чтений приняли участие: министр образования и науки Республики Татарстан Рафис Бурганов, вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко, первый проректор КФУ Рияз Минзарипов, исполнительный директор Казанского открытого университета талантов 2.0 Айдар Акмалов.
В первый же день началась работа форума: прошли открытые тематические лекции, круглые столы и научные семинары. Модераторами стали ведущие отечественные и зарубежные специалисты, преподаватели КФУ и Елабужского института.
Одну из лекций, посвященную противоречиям и ожиданиям современной школы, прочитал заместитель директора по научной деятельности института психологии и образования КФУ Тимирхан Алишев. По его словам, на сегодня в России сложилось несколько уровней управления образованием: федеральный, региональный и муниципальный, которые достаточно слабо взаимодействуют между собой.
В социологии есть такое понятие, как «слабая сцепка», которое обозначает небольшую отзывчивость каждого уровня системы на управленческое воздействие. Неясно, кто управляет ядром этой сцепки, но практически везде наблюдается плохая взаимосвязь между уровнями образования, из-за чего возникает множество трудностей. Но у плохой сцепки есть и свои плюсы: например, нет необходимости отвечать на все изменения во внешней среде, система более чувствительная, адаптивная и управлять ею проще.
Что касается США и стран Европы, которые тоже сталкиваются с проблемами в области школьного образования, там на данный момент набирает популярность Homeschooling – домашнее образование. Формируется целая инфраструктура, состоящая из родителей, критически относящихся к современной школе.
В качестве иллюстрации вниманию слушателей был предложен видеоролик, где мальчик, находящийся на домашнем обучении, рассказывал о плюсах составления собственной учебной программы. Он признался, что изучение предметов, которые ему действительно интересны, приносят настоящее удовольствие. В России некоторых детей в ряде случаев тоже переводят на домашнее обучение, но это скорее исключение, чем правило.
Будет ли домашнее образование таким же востребованным в России, где родители нередко критически отзываются о качестве школьного образования? По мнению Тимирхана Алишева, такое вполне может произойти, если отечественная система образования не будет вовремя реформирована.
Чтобы аргументировать свое мнение, лектор предложил посмотреть статистику тех стран, где начальное и среднее образование находится на высоком уровне. В таких государствах большее внимание уделяется инвестициям в начальное образование, поддержку слабых школ, развитию интеграции со старшим образованием, а также поддерживается связь с работодателями и рынком труда. В том числе 24% образовательных реформ направлено на модернизацию школ, а 14% - на реформирование системы оценивания учащихся.