Сегодня Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета запустила регулярный цикл круглых столов «МедиаСреда обитания», посвященных актуальным проблемам современной журналистики.
Темой обсуждения стала «Медиасфера: игроки и жертвы публичности», а наиболее жаркая дискуссия развернулась вокруг анонимных комментариев, которые могут оставлять посетители интернет-СМИ.
В работе круглого стола приняли участие заместитель Председателя Госсовета Татарстана, глава Союза журналистов РТ Римма Ратникова, руководитель информационно-аналитического управления Президента РТ Айдар Салимгараев, старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ и общественностью Руслан Галиев, заместитель руководителя пресс-службы МВД по РТ Максим Костромин, начальник отдела по связям с общественными организациями и СМИ Верхового суда РТ Наталья Лосева, главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова, замглавного редактора портала «Бизнес-онлайн» Татьяна Завалишина, известные журналисты, студенты КФУ и многие другие.
Модератором дискуссии, прошедшей в Агзамовской аудитории, выступил директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский. Объясняя название проекта «МедиаСреда обитания», он обозначил, что дискуссии будут проводиться регулярно по средам, а участникам предстоит обсуждать проблемы медиасферы.
Руслан Галиев отметил, что пресс-релизы, распространяемые прокуратурой республики, выхолощены, строго регламентированы и не содержат персональных данных подозреваемых. Информация, предаваемая гласности от имени прокуратуры РТ, размещаемая на официальном сайте прокуратуры РТ, отвечает трем критериям: оперативность, достоверность и полнота. По мнению спикера, не всегда информация, которая распространяется в СМИ со ссылкой на прокуратуру РТ, подается в правильном ключе.
«Все наши релизы достаточно сухие, формализованные, чтобы нельзя было идентифицировать человека. Но зачастую журналист вкладывает в конечный продукт свое мнение и получается не совсем то, что мы ждем от этой информации. Это происходит по нескольким причинам, одной из них является информационный вакуум, — признал Руслан Галиев. — Будучи закрытой организацией, мы недодаем информацию. И журналисты вынуждены искать альтернативные способы ее получения».
Он призвал не указывать в публикациях СМИ персональные данные подозреваемых (использовать первую букву фамилии или формулировку «фигурант уголовного дела»), дабы не создавать ненужный общественный фон и не разводить вакханалию вокруг подозреваемых.
Руслан Галиев посетовал, что проблема утечки информации в любом ведомстве актуальна всегда — есть люди, которые выдают служебную информацию на сторону. По его мнению, необходимо также более жестко ставить вопрос ответственности редакций СМИ за свои публикации.
«Должна быть социальная ответственность самих журналистов, профессиональная этика. Достаточно создать несколько прецедентов, и эта волна пойдет на спад», — считает он.
По словам Руслана Галиева, если публикация в СМИ касается публичных людей, затрагивает честь, достоинство и деловую репутацию, никто не отменял досудебную защиту, обращения во внесудебном порядке в редакцию с требованием опровержения — если раскрыта персональная информация, а вина еще не установлена. В случае, если редакция отказывается пойти навстречу, можно обратиться в суд.
Максим Костромин согласился, что весь силовой блок рассылает достаточно сухие пресс-релизы, а также оперативные съемки. Он подчеркнул, что МВД по РТ работает в круглосуточном режиме, а пресс-служба готова комментировать события в своей сфере компетенции в любое время дня и ночи.
«Если случается ЧП, как это недавно было на Авангардной, то с места событий некоторые журналисты пытаются начинать придумывать, что там происходит. Хотя на официальном сайте мы публиковали новую информацию каждые полчаса. Но не все поддержали правильную позицию. Таких случаев хотелось бы избежать», — подчеркнул он.
Еще одна тема, которая была затронута во время дискуссии, — комментарии, которые оставляют читатели интернет-СМИ, в большинстве случаев на условиях анонимности. По мнению Руслана Галиева, в повсеместном запрете анонимных комментариев необходимости нет — это площадка для общественной дискуссии. И некоторые факты, указываемые в комментариях, идут в работу, в том числе прокуратуры РТ. При этом спикер выступает за жесткую модерацию комментариев, в которых пользователи переходят на личности.
«К сожалению, в комментариях зачастую уходят от правды и начинаются придумывания. И некоторые СМИ даже берут эти придумывания за основу», — выразил мнение Максим Костромин.
В свою очередь Римма Ратникова подчеркнула важность нахождения деятельности самих комментаторов в правовом поле.
«Профессиональная журналистика, которая проверяет данные тщательным образом, в таких условиях становится беспомощной, у нее остается мало рычагов, чтобы быть интересной. Чтобы увеличивать трафик, привлекать читателей, некоторые СМИ пользуются возможностью открывать комментарии, безответственно травить людей, раскидывать фейки. Это очень хороший способ зарабатывать сегодня», — посетовала она.
Представляющая «Бизнес-онлайн» Татьяна Завалишина подчеркнула, что на страницах этого издания идет круглосуточная модерация комментариев. Издатель газеты лично проводит собрания с модераторами, и этому вопросу уделено первостепенное значение. По словам Татьяны Завалишиной, модераторы отсеивают порядка половины поступающих комментариев читателей.
«Переходить на личности — это табу. Мы приветствуем тех, кто пишет по сути разговора», — подчеркнула она и рассказала, что «Бизнес-онлайн» стал поощрять читателей, которые регистрируются и оставляют комментарии не анонимно.
Татьяна Завалишина считает, что комментарии — возможность замера пульса общества, настроений, богатый материал для силовых органов. «Есть масса людей, которые через анонимный комментарий могут подать сигнал, а под своим именем они это сделать побоятся. Давайте это тоже со счетов не сбрасывать», — призвала она.
Руслан Галиев подчеркнул, что прокурор Татарстана в лице СМИ видит не оппонентов, а союзников. «Многие вещи мы узнаем со страниц СМИ. Комментарии в правовом поле — это хорошо, я против сворачивания общественной дискуссии. Хотя процентов 80 комментариев — бред, личные оценки, но есть и дающие ориентирующую информацию. Комментарии читателей — источник информации снизу, который позволяет выстраивать свою надзорную деятельность», — отметил он.
Выслушав мнения будущих журналистов — студентов Высшей школы журналистики КФУ, Римма Ратникова подвела итог дискуссии и подчеркнула, что проект «Медиасфера» должен быть обязательно продолжен.