Вы знаете, как привлечь дельфинов с помощью скрипки? Какой город имел в виду Гоголь, когда писал поэму «Мертвые души», или какие смыслы вкладывал в свое произведение Пушкин? Как химику объяснить любую реакцию с помощью пианино? Это и многое другое рассказал и показал на мастер-классе в Казанском федеральном университете Михаил Казиник.
Известный искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени встретился с преподавателями и студентами в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ. Творческую встречу посетил ректор КФУ Ильшат Гафуров.
Казиник является почетным членом Европейской славянской академии литературы и искусства болгарии, почетным доктором RISEBA (Рижская международная высшая школа экономики). Ежегодно он выступает с мастер-классами в ведущих университетах мира, и кстати, после выступления в КФУ у спикера запланировано выступление в Принстонском университете, США.
Фото: Максим Зарецкий
Спикер во время всего мастер-класса говорил очень эмоционально и воодушевленно, а также порадовал слушателей своей игрой на скрипке. За короткое время Михаил Семенович постарался более полно осветить тему выступления «Педагогика как театральное искусство».
Эйнштейн в одном из частных писем, которое спикер лично читал в Принстоне, пишет: «Если бы не было фуг Баха, я бы никогда не догадался, что E=mc2»
«Бах — мозг планеты Земля! Ни один человек, мыслящий структурно, не может обойтись без Баха, потому что это есть подлинная структура. Многие великие деятели занимались музыкой: Бейгельман был чудесным скрипачом, Макс Планк играл на рояле, Эйнштейн на скрипке», — эмоционально начал спикер.
Большой фрагмент выступления Казиника в КФУ был посвящен теме музыки. Он даже исполнил на скрипке мелодию, которую когда-то сыграл, чтобы привлечь дельфинов в Средиземном море. Он утверждает, что у этих млекопитающих самый совершенный «интернет».
«Если дельфин хочет передать привет своей возлюбленной, он передает сигнал, который может слышать только она. А если он хочет всем рассказать, что он ее любит, он делает «рассылку». Тогда все дельфины поздравляют покрасневшую от смущения дельфиниху. Это невероятно!» — делится Казиник.
Благодаря вопросу из зала спикер затронул тему принципов волнового влияния и их универсальность. Михаил Казиник утверждает, что все в мире взаимосвязано и построено на пропорциях Фибоначчи и золотом сечении. Можно с помощью пианино показать, как проходят химические реакции, сыграв Бородина.
Фото: Максим Зарецкий
Гость много шутил, рассказывал анекдоты, читал отрывки из произведений Лермонтова, Пушкина, Крылова и Гоголя. Причем многие слушатели, а в их числе были и филологи, услышали благодаря спикеру новые акценты в хорошо известных произведениях.
На примере «Сказки о попе и работнике его Балде» он показал гениальность русского писателя и поэта Пушкина в передаче звуков, характеризовавших героев. Также спикер рассказал, почему Гоголь предпочитал сам читать публике свое произведение «Мертвые души» публике. Он хотел посмотреть на реакцию. Люди смеялись, когда слышали первые слова — «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка..» Почему? Когда писатель хотел зашифровать город, он писал N, а у Гоголя действие поэмы разворачивается в губернском городе NN, что наводило слушателей на мысли о Нижнем Новгороде, который соответствует данным инициалам. Таким образом, для всех место пребывания Чичикова становилось очевидным, хотя и напрямую не указывалось.
Фото: Максим Зарецкий
Михаил Казиник рассказал также о церемонии вручения Нобелевской премии 2005 года, где он выступил в качестве музыкального эксперта Нобелевского концерта. Он был поражен, что люди слушают Нобелевский концерт, а не Киркорова или Стаса Михайлова. На примере одного события он раскрыл несколько характерных историй вокруг церемонии.
Лектор на мастер-классе напомнил студентам и преподавателям КФУ о том, что все в мире взаимосвязано, что в каждом великом произведении есть формула, золотое сечение, что мир удивителен и глубок в восприятии.
Фото: Максим Зарецкий
Михаил Казиник прямиком из Казани направился с концертами и мастер-классами еще в 9 стран, но «подразнил» местную аудиторию, не исключив, что будут еще встречи, попросив лишь подготовить к следующему разу пианино.
Виктория Елфимова