В результате исследования в рамках психологической модели готовности были определены ее компоненты – психологические факторы профессиональной компетентности дефектолога: «самоуважение», «адаптивность» и «мотивация достижения успеха».
Один из соавторов статьи, доцент Инна Кротова, уже более десяти лет занимается исследованием психологии субъектов профессиональной научно-исследовательской деятельности. В её кандидатской диссертации рассматривались этапы профессионального становления и были определены личностно-психологические детерминанты переходов с одного этапа на другой. Данная позиция и полученные результаты позволили распространить используемые теоретические и эмпирические методы на изучение других видов профессиональной деятельности с целью развития и подтверждения теории самодетерминации и самоэффективности личности как ее акмеологического стремления и наличия постоянной готовности к саморазвитию.
Специалист, который стремится и готов постоянно развиваться – это мечта любого профессионального направления, не только дефектологического. В личностно-психологических качествах коррекционного педагога психологическая готовность имеет особое и большое значение, так как здесь требуется не только терпение, внимательность и уравновешенность, но и сочувствие на профессиональном уровне.
В данном исследовании авторы исходили из предположений о том, что профессиональная компетентность специалиста, работающего с инвалидами (лицами с ограниченными возможностями здоровья) в первую очередь опирается на психологическую готовность к условиям помогающих профессий. Специалист-дефектолог должен, во-первых, обладать психологической готовностью к работе, в условиях неопределенности о возможностях наиболее эффективных способах решения проблемы и, во-вторых, уметь прогнозировать методы и способы коррекционной работы в условиях дефицита информации.
На пути поиска характеристик специалиста-дефектолога готового к профессиональному развитию были выделены несколько зон. Первая зона – это область становления субъекта профессиональной деятельности; вторая зона - различные акмеологические подходы в контексте профессиональной компетентности личности; третья зона - психологическая готовность в сфере помогающих профессий, в частности, готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса образования.
В качестве экспериментальной группы эмпирического исследования выступили дефектологи - слушатели курсов повышения квалификации, как группа специалистов, принявших решение о необходимости освоения дополнительного образовательного пространства. Исследование проводилось с использованием психодиагностических инструментов: валидных и надежных опросников, компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS. Интерпретация данных проводилась согласно их соответствию N (0.1) и высокому уровню достоверности: р≤0.001*** и р≤0.01**.
Авторы установили, что в психологической модели готовности к профессионально - акмеологическому развитию специалиста-дефектолога основными являются показатели мотивационного блока личностных характеристик - «мотивация достижения успеха», далее, по степени значимости, психологические показатели волевого блока - «самоуважение» и коммуникативного блока – «адаптивность» (которого, кстати, нет в классическом определении психологической готовности).
Таким образом, самыми важными характеристиками личности профессионально-ориентированного дефектолога являются стремление к: достижению успеха, качественному результату своей деятельности, качественной переработке новой информации.
В перспективе необходимо выявить не только личностно-психологические показатели готовности к росту в профессиональной деятельности, но и психологические детерминанты самой успешной деятельности дефектолога.