Доклад ректора КФУ Ильшата Рафкатовича Гафурова, представленный коллегам со всего мира во второй день работы крупнейшей в мире специализированной конференции по образованию, организуемая Всемирной ассоциацией исследований в образовании (WERA) и прозвучавший на английском языке, вызвал оживлённое обсуждение у участников заседания. Он затронул ключевые вопросы педагогического образования, актуальные для многих стран - оценку эффективности подготовки учителя, ответственность Учителя перед обществом, государственную политику в области педобразования.
Как известно, одно из важных отличий КФУ от специализированных педагогических вузов – это реализация различных моделей подготовки учителей. В Елабужском филиале была сохранена традиционная модель, предполагающая наличие профильных факультетов, которые самостоятельно полностью готовят учителей в той или иной области. А в Казани – в главном кампусе – создана новая распределенная модель подготовки учителей, которая предполагает создание педагогических отделений и кафедр в структуре нескольких профильных институтов.
«Институты организуют более качественную предметную подготовку будущих учителей в своей области, например – физики, химии, биологии и др. Для этого используются современные лаборатории и оборудование наших естественнонаучных институтов. По нашему мнению, погружение в предметную среду, когда будущие учителя физики, химии, математики изучают значительное число учебных дисциплин вместе со студентами классических направлений подготовки, как уже отмечалось, является фактором получения более высоких предметных компетенций», - подчеркнул Ильшат Рафкатович.
Еще одним важным компонентом является психолого-педагогическая подготовка, которую студенты получают в Институте психологии и образования. Особое место в концепции занимают методики преподавания предметов, которые преподаются в Центре практических компетенций института психологии и образования. Для этого созданы специальные школьные лаборатории и модельные классы по ряду дисциплин, создающие реальную атмосферу современной школы.
«Следующим этапом подготовки является практическая деятельность под руководством опытных учителей в наших собственных общеобразовательных школах – лицей им. Лобачевского, IT лицей-интернат – и базовых школах региона. Подчеркну, что мы имеем две собственные школы, учителя которых являются сотрудниками нашего университета. В этом году к ним добавится наш детский сад, в том числе для детей имеющих расстройства аутистического спектра. Все это используется не только для организации практической подготовки студентов, но и как площадка для различных исследований в образовании, поведения детей, а также внедрения собственных разработок в образовательную практику», - подчеркнул ректор КФУ.
Это, несомненно, усиливает исследовательскую ориентированность педагогического образования в КФУ, которая недостаточно представлена в традиционных педагогических университетах. Такой потенциал получил высокую оценку ведущей в России научной организации в области образования – Российской академии образования. В 2016 году в КФУ был создан специализированный научно-исследовательский центр РАО.
Также в КФУ внедряется интегративная модель подготовки учителей, когда на основе гибких учебных планов предоставляется возможность бакалаврам классических направлений подготовки различных направлений подготовки после первого или второго года обучения перейти на педагогические профили. Дополнительно в рамках этой модели реализуются разнообразные программы профессиональной переподготовки для тех, кто обучается на классических профилях (физика, химия, биология и др.).
Кроме того, в этом году апробируются 6 магистерских программ в режиме смешанного обучения, которые станут переходным звеном по внедрению полноценных онлайн-программ подготовки учителей. И в качестве еще одного нововведения следует выделить единый Центр педагогической магистратуры, задача которого подготовка – исследователей в области образования и высококвалифицированных учителей для обучения, воспитания и социализации детей с особыми образовательными потребностями. Выпускники педагогической магистратуры могут продолжить обучения на программах педагогической аспирантуры и докторантуры КФУ.
«Таким образом, на сегодняшний день в университете действует одна из самых вариативных и полных систем непрерывного педагогического образования в Российской Федерации, в которую включен, в том числе, Центр повышения квалификации учителей, позволяющий сопровождать их в течение всей профессиональной карьеры. Его программы, субсидируемые региональными властями, становятся все более привлекательными для учителей», - резюмировал Ильшат Рафкатович Гафуров.
Обозначим также, что заседание Целевого совещания WERA, на котором выступил ректор КФУ, открыл почётный профессор Оксфорда, профессор КФУ Йен Ментер, представивший результаты исследования реформ образования в Англии. После представления ректором опыта трансформации подготовки учителей в КФУ и в России, профессор Пенсильванского университета Джеральд Летандр подвёл итоги сравнительного анализа, отметив исключительно положительный опыт КФУ.
В завершение отметим, что сегодня также состоялась встреча ректора КФУ Ильшата Рафкатовича Гафурова и проректора КФУ по образовательной деятельности Дмитрия Альбертовича Таюрского с руководителем отдела трансляционной геномики РИКЕН-КФУ Олегом Александровичем Гусевым, в ходе которой обсуждались дальнейшие перспективы совместной работы РИКЕН и КФУ. Обсуждение будет продолжено 8 августа при участии директора Инновационной программы трансляционной медицины и диагностики (PMI) сети институтов RIKEN, доктора Йошихиде Хаяшизаке.