О текущей обстановке по состоянию здоровья студентов доложил проректор по социальной и воспитательной работе Ариф Межведилов. По имеющимся данным, на сегодняшний день количество обучающихся с простудными заболеваниями в головном вузе составляет 392 человека. Из них 10 студентов находятся в стационаре. У двух человек поставлен диагноз пневмония. По филиалам ситуация обстоит следующим образом: 16 студентов с простудными заболеваниями зафиксировано в Елабужском институте и 27 заболевших учащихся в Набережночелнинском институте. Диагнозы COVID-19 и пневмония среди студентов обоих институтов не подтвердились.
Мониторинг состояния здоровья обучающихся проводится ежедневно, всем студентам оказывается своевременная медицинская помощь.
Также на совещании директора институтов озвучили сложившуюся обстановку по осуществлению дистанционного образовательного процесса.
По состоянию на 17.04.2020 все занятия проходят в штатном режиме в соответствии с имеющимся расписанием, посещаемость высокая, особых проблемных вопросов не возникает. В случае болезни преподавателя или плохой работы интернета занятия не пропадают, а переносятся на другое время и проводятся дополнительно. Также руководство институтов проводит активную работу с иногородними студентами и рекомендует им, во избежание распространения вирусных инфекций, не возвращаться в общежития до снятия ограничительных мер.
Проректор по финансовой деятельности Ришат Газизуллин доложил о задолженности в институтах и обратился к директорам с просьбой усилить контроль и принять все меры по ее ликвидации.
Большое внимание было уделено вопросу создания Центра онлайн-образования и разработке собственных уникальных курсов и программ в данной области.
Проректор по внешним связям, директор Ситуационно-аналитического центра Тимирхан Алишев предложил на рассмотрение свое видение развития онлайн-образования в Казанском федеральном университете.
По его словам, в мире сейчас идет большая дискуссия о текущей ситуации с преподаванием в университетах. Из-за коронавирусной инфекции мировое академическое сообщество вынужденно перешло на дистанционный формат. В этой связи следует разделять понятия полноценного онлайн-образования и экстренного образовательного процесса в дистанционном режиме, сложившемся в период пандемии. Исходя из этого, поднимается вопрос о переводе такого образования на совершенно иную платформу с точки зрения эффективности.
Алишев сообщил, что в результате опроса, проведенного среди студентов и преподавателей, отмечается удовлетворенность организацией онлайн-образования в Казанском федеральном университете. В настоящее время университет обладает обширной инфраструктурой в области цифровизации, разработанные курсы и программы достаточно востребованы среди студентов. На базе КФУ создан Ситуационный аналитический центр, который обеспечивает актуальной статистической и аналитической информацией о перспективных направлениях развития образования и науки, также имеются центры цифровых технологий.
Мониторинг студенческих настроений показал, что 85% учащихся в КФУ в целом довольны тем, как организовано дистанционное образование в вузе, около 60% готовы обучаться дистанционно и после окончания пандемии. В связи с этим встает вопрос о создании в будущем единых центров ответственности в области онлайн-образования, где будут оперативно изучаться и внедряться новейшие мировые практики, разрабатываться собственные онлайн-курсы и программы, контролироваться качество проведения занятий.
КФУ и раньше пытался активно внедрять новые дистанционные, цифровые технологии. В вузе есть сектор методического сопровождения онлайн-программ Департамента образования, поддержка платформы edu.kpfu.ru, 9 студий записи онлайн курсов, в том числе 6 студий Jalinga, 3 студии для использования планшетов и съемки скринкастов. Все оборудование очень высокого уровня.
По мнению директора Ситуационно-аналитического центра, сейчас существуют сложности, связанные с высоким уровнем распределения оборудования и различным уровнем организации работы и компетентности сотрудников.
Алишев предложил (в качестве возможного решения) провести централизацию сервисов, осуществить поддержку стандартов в области педагогического дизайна, методических материалов, разработок тестов, анализа эффективности применения и технического оснащения. Также он подчеркнул, что в первую очередь необходимо начать разработку и обновление локальных нормативно-правовых актов.
Тимирхан Алишев представил на рассмотрение структуру будущего Центра онлайн-образования, где предполагается налаженное взаимодействие в части трансформации образовательного пространства КФУ и технических, программных аспектов цифровизации (в т.ч. поддержка LMS). В центре будет осуществляться совместная разработка цифровых и методических решений, а также их апробация и популяризация лучших практик.
"Мы достаточно безболезненно перешли в нынешних непростых условиях на новый формат обучения, - сказал ректор КФУ Ильшат Гафуров. - Ситуация, которая сложилась из-за коронавирусной инфекции, показывает, что дистанционные технологии реально могут работать. И они должны работать на более качественном уровне после окончания пандемии. Необходимо расширить навыки Ситуационного аналитического центра. Он также должен осуществлять свою деятельность в направлении стратегического развития онлайн-программ. Нужно понимать, что сейчас мы стоим на новом революционном пути. На сегодняшний день наш вуз готовит большое количество педагогических кадров. Все преподаватели должны иметь компетенции в области разработок собственных уникальных дистанционных курсов. Думаю, что в этой связи следует поднимать вопрос о переподготовке нашего преподавательского состава".