С лекцией «Образы будущего в искусстве XX века» на проекте «PROНаука в КФУ» выступил кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Виктор Сидоров.
Он посвятил ее футуризму (от латинского слова futurum - «будущее») - авангардному течению в искусстве начала XX века, которое возникло в Италии и особенно ярко проявило себя в живописи.
Главными художественными принципами футуристов, по словам Виктора Сидорова, были скорость, движение, энергия.
Политолог рассказал о том, как художники старались отразить их в живописи:
«Футуристам присущи энергичные композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами. За счет этой остроты, резкости мазка, линий художники пытаются передать энергию, движение, скорость».
Основателем футуризма и автором его первого манифеста считается итальянский писатель, поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Манифест футуризма был опубликован 5 февраля 1909 года в газете Gazzetta dell'Emilia в Болонье, а затем в виде платного объявления - на первой странице французской газеты «Фигаро» 20 февраля 1909 года.
«Манифест футуризма считается не только программным текстом собственно футуризма, но и всего движения модерна, модернизма начала XX века», - отметил спикер.
Он зачитал основные тезисы манифеста, который провозглашал культ будущего и разрушение прошлого.
«Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию, агрессивные действия, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину», - привел выдержку из программного документа футуристов политолог КФУ.
Сидоров отметил, что манифест вызвал в обществе бурю эмоций, в большей степени негативных.
«Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы, ревущая машина, мотор которой работает, как на крупной картечи, она прекраснее, чем статуя Ники Самафракийской», - продолжил цитировать выступающий.
В манифесте также говорилось, что футуристы будут восхвалять войну – «единственную гигиену мира», а также «милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине».
«Этот пункт поверг публику того времени в шок, поскольку восхваление войны как гигиены мира, милитаризм – этому, конечно, тяжело найти оправдание. Благодаря этому пункту футуристов стали приравнивать к фашистам. Да и к тому же презрение к женщине – это пощечина суфражизму – движению за предоставление избирательных прав женщинам, которое набирало обороты. Тогда же появляется и феминизм – движение за уравнение прав мужчины и женщины. Маринетти ярко выступает против этого», - сообщил Виктор Сидоров.
Шла речь в манифесте и о том, что футуристы разрушат музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов и будут бороться против морализма, феминизма и «всякой оппортунистической или утилитарной трусости». Такое заявление привело к тому, что футуристов начали приравнивать к вандалам и хулиганам.
«Маринетти хотел вызвать скандал», - резюмировал лектор.
Затем он перешел к анализу произведений художников-футуристов, которые особое внимание уделяли изображению городской среды.
«Именно в городе происходит движение, именно в нем появляются автомобили, автострады, фабрики и заводы. И это манит футуристов, именно в этом они видят будущее цивилизации, спасение цивилизации; единственную дорогу, по которой должно идти человечество», - пояснил выступающий.
По словам лектора, одним из главных художников футуризма является Джакомо Балла, а одним из главных шедевров футуризма - его работа «Уличный фонарь» (1910 г.). В ней мастер пытается передать ощущение распространения света, ощущение перемен. Появление электрического городского освещения стало одним из достижений прогресса того времени.
Владимир Сидоров рассказал также о произведениях Умберто Боччони и знаменитой картине представителя русского футуризма Натальи Гончаровой «Велосипедист», которая находится в фонде Русского музея Санкт-Петербурга.
Подводя итоги, спикер сообщил, что разразившаяся в 1914 году Первая мировая война сыграла с футуристами злую шутку.
«Прославляя науку, технику и войну, футуристы стали невольными сторонниками партии войны, а в будущем, после Первой мировой войны, - сторонниками партии фашистов. И многие футуристы, которые пережили Первую мировую войну, стали поддерживать итальянских фашистов», – сказал Сидоров, отметив при этом, что русские футуристы отделялись от итальянских футуристов и были сторонниками создания своей собственной школы, они отвергали «этот футуристический универсализм».
Проводя параллели с современным искусством, политолог подчеркнул, что для многих современных художников, как и для Маринетти, главным является скандал.
«Чем сильнее провокация, чем сильнее шумиха в прессе, тем больше людей приходит на выставку. И, следовательно, тем больше художники, организаторы, публицисты-теоретики получают публичного капитала, который потом просто-напросто монетизируют», - пояснил он.
Вопрос о том, как совместить чувства и разум, футуристы для себя не решили.
«Они выбрали разум, науку, но совершенно забыли о чувствах. История футуризма – это большой урок человечеству, большой урок будущим поколениям. Наука, техника, разум – это не панацея для человечества!» - заключил Виктор Сидоров.