Эксперт в области исследования Луны, профессор Института физики Казанского федерального университета, директор Астрономической обсерватории им.В.П.Энгельгардта Юрий Нефедьев дал оценку китайской космической программе по освоению естественного спутника Земли.
«Примерно через неделю космический аппарат, запущенный в рамках китайской лунной миссии «Чанъэ-5», стартовавшей 24 ноября, должен прилуниться. Его задача – взять образцы реголита в районе Океана Бурь на Луне, который до сих пор не исследовался, и вернуться на Землю. В последний раз лунный грунт доставляли еще в 1970-е годы космические аппараты СССР и США», - сообщил ученый и отметил, что Китаю за последние 7 лет удалось осуществить немало интересных и наукоемких космических миссий.
Так, например, в 2019 году Китайская Народная Республика первой в истории человечества посадила свой космический аппарат «Чанъэ-4» на обратной стороне нашего естественного спутника.
«Это удалось сделать с помощью помещенного в точку Лагранжа спутника связи, чтобы осуществить прилунение в управляемом режиме. Разработчиками этого спутника были профессор J.Ping и его коллеги из Национальной астрономической обсерватории КНР. К слову, именно с этой китайской организацией у КФУ подписан меморандум о сотрудничестве», - сказал профессор.
Он пояснил, что использовать спутник связи при посадке на обратную сторону Луны было необходимо потому, что на естественном спутнике Земли пока не создана высокоточная система координатно-временного обеспечения. (Если на видимую сторону Луны можно прилунить космические модули в ручном режиме, на обратной стороне Луны из-за отсутствия прямой радиосвязи это сделать было невозможно.)
Разработкой такой навигационной системы занимаются в КФУ под руководством Ю.Нефедьева в рамках проекта РНФ «Создание динамической имитационной селенографической модели с учетом параметров внутреннего строения Луны на основе методов космической геодезии, планетологии и многопараметрического анализа», поддержанного в 2020 году грантом Российского научного фонда. Для создания системы точного координатно-временного обеспечения используются данные, полученные в результате современных, в том числе китайских, космических лунных миссий.
Ближайшие планы китайской космической программы связаны с созданием околоземной орбитальной станции, более крупной, чем те, которые у КНР существуют.
«С сентября 2011 года на орбите находится китайская станция «Тяньгун-1», позже была запущена «Тяньгун-2», которая стала моделью для проверки технологий жизнеобеспечения для будущей китайской многомодульной орбитальной станции, которая будет крупнее предыдущих. Построенная в виде буквы «Т» третья станция будет иметь 7 стыковочных узлов, которые позволят расширять модульную конструкцию новыми блоками. Первоначальный вариант китайской орбитальной станции будет меньше по размерам и вместимости станций «Мир» и МКС. Планируется, что рядом с ней будет располагаться автономный модуль с космическим телескопом, что позволит при необходимости быстро осуществлять его ремонт и обслуживание», - рассказал Юрий Анатольевич.
В планах у Китая, по словам ученого, не только строительство околоземной орбитальной станции, но и окололунных орбитальных станций, а также лунных обитаемых баз.
«В настоящее время к китайским планам можно относиться вполне серьезно. Нам удалось побывать на объектах сопровождения космических спутниковых группировок в Шанхае. Я видел, какую сложную технику может создавать КНР, начиная от сверхточных антенн и заканчивая системами навигации», – резюмировал Ю.Нефедьев.
Он также напомнил о том, что несколько лет назад представители этой страны во время визита в Казанский федеральный университет предлагали установить китайскую РСДБ-антенну на территории Астрономической обсерватории КФУ. Если такое сотрудничество с китайскими коллегами осуществится, то оно, по мнению астронома, будет очень взаимовыгодным.
«Дело в том, что установленные по периметру Китая пять антенн для VLBI сопровождения китайской навигационной системы «Компас» не позволяют осуществлять наиболее точное сканирование данной спутниковой группировки из-за ограниченности размеров территории КНР. Поэтому антенна, расположенная в центре нашей страны, могла бы успешно решить поставленную задачу», - пояснил он и добавил, что наличие такой антенны позволило бы вывести и космические исследования в КФУ на новый качественный уровень, не только в плане взаимодействия с КНР.
«Мы могли бы войти во многие российские и международные навигационные и астрофизические проекты», - подчеркнул он.
В настоящее время взаимодействие КФУ с космическими организациями КНР продолжается, хотя в период пандемии и были отложены запланированные визиты и стажировки. По мнению Юрия Нефедьева, укреплять научное сотрудничество со страной, которую многие считают третьей космической державой, необходимо.