Модератор заинтриговала учителей темой встречи, посвященной специфической проблеме оценивания и контроля.
Одна из зарубежных модераторов фестиваля – Инесса Зубрилина, старший преподаватель кафедры последипломного языкового образования ИПКиПК, учитель английского языка гимназии №24 Минска. В первый день фестиваля она провела мастер-класс «Современные методы учета и оценки учебных достижений учащихся».
Данная тема является актуальной вне зависимости от методики, выбранной учителем для работы, утверждает модератор: эта инновация работает в Белоруссии уже 8 лет. Инесса Владимировна спросила у учителей, слышали ли они когда-либо об активном оценивании – особой стратегии для изучения достижений и успехов учащихся. И прежде чем ответить на этот вопрос, модератор попросила педагогов, поделившись на группы, нарисовать школу.
Затем она поставила отметки за эти рисунки и попросила учителей найти ошибку, допущенную педагогом в процессе оценивания. Педагоги выделили основные проблемы оценивания в школах (субъективность оценки, не учитываются психолого-педагогические особенности ребенка) и пришли к выводу, что традиционная система оценивания неудобна в современном мире. И у нее есть свои недостатки, такие как отсутствие возможности организовать коррекцию знаний и деятельность тех учеников, которые остались на уроке без внимания. Учитель не знает, как усвоили материал ученики, поскольку не успевает всех опрашивать. И модератор поставила целью занятия донесение до учителей компетентностной парадигмы оценивания, суть которой заключается в формировании у школьников определенного типа компетенций (учебных и социальных).
Активная оценка – это стратегия обучения, в рамках которой дети имеют постоянную возможность видеть и понимать свои успехи, которые прослеживаются через обратную связь. Учитель должен научить детей пользоваться знаниями для решения на практике коммуникативных задач. Не практикуясь, невозможно развить свое умение моделировать, например, выстраивать навыки общения на иностранном языке. Педагогу необходимо понимать, что отметка – это количественное выражение, балл, который они получают, а оценка – результат труда (хорошо, отлично).
Основные этапы активного оценивания: ключевой вопрос, постановка целей урока, НаЧтоБузу (аббревиатура с Белорусского – на что буду обращать внимание), критерии оценивания, техника задавания вопросов, обратная связь, самооценка и взаимооценка. Эти элементы максимально результативно работают на компетентностный подход, минусы традиционного обучения рушатся в работе по этим пунктам.
Далее модератор поэтапно разобрала эти пункты. Целеполагание, например, должно быть определено ребенком, причем цели учителя и ученика – это разные вещи. Необходимо понимать, что важно помочь ученику достичь поставленных им целей. К ней учитель может подводить посредством ярких примеров: разбирая экономику одной страны, предложить детям прочесть текст об экономическом устройстве двух стран, и найти в них отличия. В этом случае обучающийся будет четко знать свою задачу и сможет сам оценить ее выполнение.
Чтобы цели были правильными и «рабочими», необходимо научиться правильно выделять ключевой вопрос – мотивирующее средство, стимул, который заставит детей работать во время урока, поможет поставить определённую проблему, задачу, пробудить интерес, подтолкнет детей расширить знания, актуализировать личностный опыт детей.
Еще один интересный пункт с необычным звучанием - НаЧтоБузу. На что будет обращать внимание учитель, оценивая детей? При решении определенной задачи, мы четко проговариваем то, что будет важно при решении определенной ситуации. Модератор привела в пример задание из английского языка. Необходимо составить рассказ о друге, чтобы в него входили пункты об имени, характере, внешности…
Для учителя эти критерии важны, он обратит внимание на наиболее сложные характеристики, в соответствии с которыми будет планировать урок, подбирать содержание, задания. Это тот минимум, который ученик должен освоить. Интересна обратная связь, поскольку учитель может дать задания, которые не принесут детям оценку. За абсолютно верную работу ученик получит «++», за неуместные или лишние пункты «+», D – подсказка того, где он ошибся, f – задания, которые улучшат знания ученика. Таким образом учитель грамотно организует и работу с обучающимся, мотивируя его на успех, и с родителями, которые будут в курсе успехов своих детей.
Модератор также поделилась методом, который помогает систематизировать знания учеников и грамотно организовать оценку. Методика называется «Светофор». После выполнения и проверки заданий, ученики поднимают карандаш одного из трех предложенных цветов. Красный – больше трех ошибок, желтый – три ошибки, зеленый – все верно. Таким образом, зеленые карандаши работают в парах с желтыми, объясняя им ошибки, а учитель может обратить внимание на более слабых учеников. Так грамотно организуется систематизирование пройденного материала.
В конце своего выступления Инесса Владимировна поделилась с учителями-участниками веб-ресурсами, где они могут найти литературу по активному оцениванию, а также сайт-модератор критериев оценивания, вбиваемых автоматически.
«Когда я просматривала программу и увидела заявленную тему, я сразу за нее зацепилась. Поскольку есть такая проблема, что в условиях ФГОС оценка по 5-балльной шкале все меньше становится возможной. Мы уходим от этого шаблонного оценивания, двигаясь к оцениванию современному. Сегодня на занятии я для себя подчеркнула ряд моментов: самое главное – это то, что ребенок должен научиться накладывать полученные знания на жизнь, нужно уметь верно ставить перед ним ключевые вопросы, как я могу заинтересовать ученика так, чтобы он был полностью вовлечен в урок и не сидел как пассивный слушатель, и к концу урока достиг цели, которую он сам для себя поставил», - поделилась Фарида Кузнецова, учитель русского языка и литературы Тукаевского района РТ.
Свои впечатления о публике и мастер-классе рассказала модератор Инесса Владимировна: «Публика абсолютно открыта к диалогу, по сравнению с предыдущими годами. Я сегодня была готова к конкретному разговору, потому что тема была актуальна для учителей, с которыми я работала. Обратила внимание и на то, что в рамках форума есть такая форма работы как дискуссионные площадки, и эта форма выросла из публики фестиваля, которая может как индивидуально, так и в группе выражать свое мнение.
Рассмотренный нами метод имеет перспективы роста, потому что это максимально практикоориентированное преломление формирующего оценивания, которое сегодня является ведущей позицией в мире в рамках компетентностного подхода. Это та основа, которая дает возможность детям постоянно развиваться, следить за своим ростом самостоятельно. И реализация идеи саморазвития с самого маленького возраста».