Экспедиция Казанского федерального университета на территории Харабалинского района Астраханской области, в окрестностях села Лапас, продолжается. В ходе раскопок ученые обнаружили пол внутренней части мавзолея периода, пожалуй, самого знаменитого хана Золотой Орды – Узбека. Здесь, вероятно, находятся захоронения чиновников Золотой Орды.
Как сообщил Центру медиакоммуникаций КФУ проректор по комплексной безопасности, кандидат исторических наук Ришат Гузейров, в ходе продолжающейся экспедиции Казанского университета, Академии наук Республики Татарстан, а также Учебно-научного археолого-этнологического центра Марийского государственного университета обнаружен внутренний пол мавзолея, построенного в первой половине XIV века ханом Узбеком на месте погребения одного из величайших ханов, являющегося основоположником Золотой Орды.
«Археологи обнаружили не только пол, но и основание, где стояла одна из колонн, которая поддерживала свод великолепного здания. Открылась поверхность, на которую не ступала нога человека с конца XIV века, – обратил внимание археолог. – Возможно по этому полу ходил один из чингизидов, реформатор Золотой Орды, Узбек-хан, который занимался реформами не только религиозными, но и политико-административными».
В это время ханом Узбеком проводилась внутреннеполитическая реформа, которая способствовала подъему Московского государства.
«Узбек-хан, создавший в 20–30-х годах XIV века религиозный, мемориально-культурный комплекс в виде города-некрополя (в районе современного села Лапас), в центре которого находился раскапываемый мавзолей, посещали вместе с руководителями и государственные делегации Византии, Египта, Китая и других средневековых государств. По нашей версии, это место упокоения основателей Золотой Орды посещали многие русские князья данного периода. В частности, московский князь Иван Калита», – подчеркнул Р. Гузейров.
Для дальнейшего создания мощного и сильного государства хан Узбек вводит государственную религию Золотой Орды – ислам. Когда он пришел к власти, сторонники предыдущего хана Тохты были приверженцами тенгрианства и старых монгольских традиций.
«Хан Узбек пришел к власти при поддержке мусульманского крыла. Он официально ввел ислам в Золотой Орде, но не препятствовал развитию других конфессий на данной территории, что отражается на истории развития Сарайской православной епархии. Хан Узбек, понимая, что ему нужно создать мощное и сильное государство, в 20-е годы XIV века на месте захоронения одного из величайших ханов Золотой Орды, возможно, внука Чингисхана, построил мусульманский мавзолей, чем смог объединить разносторонние силы в Золотой Орде», – считает эксперт.
Так, создав над языческим погребением мусульманский храм, он смог объединить под единым мусульманским началом все политические силы, которые главенствовали в этот период в Золотой Орде.
«Люди, строившие дорогу в период XVII–XVIII вв., не хотели трогать святую территорию. Это место и позднее было святым. То, что город-некрополь создали лишь в 40 километрах от Сарай-Бату, говорит о том, что хан Узбек пытался построить его вдали от старой ордынской аристократии, ближе к степи», – пояснил проректор.
Дело в том, что, когда строился город-некрополь, шла мощная борьба Московского княжества с Тверским. Поддержка ханом Узбеком Московского князя в виде 50-тысячного ордынского войска дала возможность подняться Ивану Калите и разгромить в 1327 году войско тверского князя.
«Позже именно мощь хана Узбека стала примером для других ханов Золотой Орды. Они считали, что его правление было самым мощным и позволило создать одно из сильных государств на территории Евразии. Позже, уже во второй половине XIV века, хан Тохтамыш, следуя примеру хана Узбека, в 80-е годы XIV века уже в 20 километрах южнее Лапаса пытается построить последнюю столицу Золотой Орды (Орду Муаззам), – пояснил Р. Гузейров. – То, что мы пытаемся найти на территории Лапаса, многие считают государством, которое состояло из юрт, но это не так. Это были города, построенные из кирпича. Мы считаем, что город-некрополь был размерами 5 на 5 километров, построен по четко выверенному чертежу. В центре находились более важные захоронения».
Напомним, археологи опираются в своей работе на Федеральный закон № 73 «О сохранении памятников истории и культуры народов, населяющих территории Российской Федерации», по которому в Министерстве культуры РФ получен открытый лист (документ, дающий право проведения археологических полевых работ определенного вида в пределах сроков – прим. ред.) был получен на имя старшего научного сотрудника Института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук РТ Рената Валиева.
Говоря о значимости проводимых работ, он пояснил, что исследования осуществляются в рамках государственной программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа».
Исследования на этой территории Казанским университетом проводятся уже пятый год. Последние два года там осуществляется и практика КФУ в рамках научных исследований АН РТ.
Район известен по письменным источникам как место, где похоронены цари Монгольской империи. Здесь эти работы ведутся именно в районе расположения мавзолеев, которые были впервые описаны в XVII–ХХ вв. археологами-исследователями, но сами исследования не проводились. Они начались совместно с академическо-университетской экспедицией впервые.
По словам декана Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия ИМО Айрата Ситдикова, объем работ достаточно большой, продолжительностью в несколько лет.
«Рядом с мавзолеем (после его строительства) было много захоронений. В самом мавзолее, вероятнее всего, похоронены достаточно влиятельные люди Золотой Орды, которые могут быть чингизидами. Рядом, скорее всего, люди хоронили своих близких в связи с близостью к чтимому месту», – вторит Ришату Гузейрову Ситдиков.
Здесь проводились и физические исследования около 4–5 лет назад.
«Наш материал показывает, что рядом с мавзолеем (не внутри, а снаружи) могут быть захоронения, что расположены близ почитаемого места. Хоронили и в более поздние века – в XV, XVI, XVIII», – добавил ученый.
Говоря о самом поле, на который ученые наткнулись в ходе раскопок, научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук РТ, начальник Учебно-научного археолого-этнологического центра Марийского государственного университета Евгений Пигарёв отметил, что архитектурный объект – мавзолей – имеет площадь 50 на 50 метров.
«Она может быть и гораздо больше, когда мы вскроем все. Сейчас изучаем инженерно-строительные приемы, которые применялись средневековыми строителями. Дело в том, что те археологические объекты, которые были раскопаны ранее на территории Нижнего Поволжья, – общественные, жилые здания, мавзолеи в том числе, меньших размеров по первой характеристике и, естественно, менее сложные», – обратил внимание он.
Самое главное, подчеркнул Е. Пигарёв, то, что фиксируется инженерно-строительная средневековая методика, которая не применялась в тот период. В Нижнее Поволжье она перенесена из Средней Азии, а точнее – из Хорезма.
«Тут мы как раз наблюдаем ее первые проявления. Ранее на Нижней Волге не фиксировалось создание искусственных, сейсмоустойчивых песчаных подушек», – акцентировал внимание специалист.
Он также сказал, что сюда по указу хана Узбека было приглашено огромное количество высокопрофессиональных специалистов в области строительного дела и архитектуры.
«Мавзолей очень большой и построен над могилой очень большого человека. Пока мы не знаем, над чьей, но то, что это был один из высочайших людей Золотой Орды, – несомненно. Мы продолжаем работать», – резюмировал он.
Ранее на исследуемой территории студентами КФУ были обнаружены три погребения, одно из них – погребение мальчика 7–8 лет.