Разработка ученых Казанского федерального университета может стать основой для полноценной гибридной технологии борьбы с коррозией и гидратными осложнениями в арктической зоне.
Ученые приоритетного направления «Эконефть» создали новое биоразлагаемое вещество, замедляющее образование газовых гидратов и коррозию трубопровода при добыче и транспортировке нефти. Разработка велась совместно с Университетом Ставангера (Норвегия) и РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина.
По результатам проведенного исследования, ученые сообщили о новых синтезированных водорастворимых полиуретанах (WPU), исполняющих роль как ингибитора коррозии, так и кинетического ингибитора газовых гидратов, что успешно решает проблему совместимости одновременной закачки ингибиторов разного типа. Подробности исследования были опубликованы в Energy & Fuels и являются продолжением цикла работ по изучению взаимосвязи строения молекулы ингибитора.
Научная группа детально рассмотрела влияние длины алкильных радикалов в различных положениях молекулы при одновременном варьировании числа оксиэтиленовых фрагментов. Эксперименты показали, что разработанные в КФУ ингибиторы позволяют «замедлять» углекислотную коррозию при поддержании эффективности ингибирования гидратов.
«В предыдущих работах мы изучали влияние на коррозию в растворе соляной кислоты. Здесь же мы показали активность разработанных реагентов в отношении углекислотной коррозии. Это важная задача с точки зрения транспортировки, подготовки углеводородного сырья, так как в имеющихся условиях вопрос транспортировки стоит наиболее остро», – сообщил руководитель приоритетного направления «Эконефть» Михаил Варфоломеев.
Говоря о традиционных методах контроля гидратов и коррозии, напомним, что на сегодняшний день специалисты используют одновременно два реагента, что не может не отразиться на их эффективности. Обойтись можно и одним, уверены специалисты КФУ. Довольно простая модификация данного типа соединений позволяет рассматривать их в качестве хорошей модели.
«В данной работе было изучено влияние гидрофобности используемой карбоновой кислоты. Показано, что наличие бутильных групп в структуре ингибитора приводит к их лучшей анти-гидратной активности по сравнению с меньшими группами (метильные/этильные), тогда как частичная замена ПЭГ400 на 1,2-бутандиол во время синтеза способствует ухудшению их ингибирующих свойств», – пояснил старший научный сотрудник НИЛ «Реологические и термохимические исследования» Андрей Стопорев.
«Новые ингибиторы на основе полиуретанов могут содержать 2,2-бис (гидроксиметил) пропионовую кислоту (DMPA), 2,2-бис (гидроксиметил) масляную кислоту (DEBA), полиэтиленгликоль (PEG400), N-метилдиэтаноламин (MDEA) и N-бутилдиэтаноламин (BDEA). Такие химические вещества могут быть использованы в качестве эффективных ингибиторов двойного назначения – коррозии и газогидратов – для трубопроводной транспортировки нефти и газа», – пояснил лаборант-исследователь НИЛ «Реологические и термохимические исследования» Абдолреза Фархадиан.
Не исключено, что ингибиторы казанских ученых дадут начало отдельной гибридной технологии борьбы с промысловыми осложнениями, сводя к минимуму возможность возникновения аварий и экологических катастроф.