В Казанском федеральном университете обучается 1502 аспиранта, из них 515 женщин и 987 мужчин. Молодые специалисты не только посвящают себя науке, но и успешно совмещают учебу, работу и семейную жизнь. Аспирантура – это время интенсивных занятий наукой, саморазвития и глубокого погружения в выбранную область знаний.
«Аспирантура – это первый и самый важный этап в научной карьере. В обновленной системе высшего образования она будет сосредоточена на подготовке исследователей и преподавателей. Ее цель не столько получение диплома, сколько защита диссертации на соискание ученой степени. Мы понимаем, что от подготовки молодых ученых напрямую зависит наш технологический суверенитет. В этот день хочется пожелать аспирантам неиссякаемого научного вдохновения и новых открытий», – сказал глава Министерства науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Совмещение учебы, работы и личной жизни – это сложная задача, которая требует от аспирантов огромных усилий, самодисциплины и организованности.
«В Казанском федеральном университете больше всего аспирантов обучается в Институте фундаментальной медицины и биологии (204 человека), в Институте управления, экономики и финансов (159 человек), в Институте филологии и межкультурной коммуникации (150 человек), в Институте геологии и нефтегазовых технологий (146 человек), в Институте физики (117 человек), в Институте социально-философских наук и массовых коммуникаций (101 человек) и на Юридическом факультете (192 человека)», – привела статистику директор Центра подготовки кадров высшей квалификации Гузель Сафина.
По словам аспиранта 2-го года обучения Юридического факультета КФУ и специалиста по учебно-методической работе 1-й категории Валерии Марталер, с кафедрой международного и европейского права она связана с 2016 года.
«Решение поступать в аспирантуру пришло не сразу, мне потребовался год для размышлений. Я понимала, что это сложный путь, так как работа преподавателя – больше, чем профессия, это служение своему выбору. Я являюсь ассистентом кафедры, на которой обучаюсь, параллельно веду следующие дисциплины: международное право и международное частное право. Аспирантура – это, в первую очередь, научная деятельность. В настоящий момент я занимаюсь исследованием международной правовой ответственности за трансграничное причинение вреда окружающей среде. Я благодарна учебе в КФУ за возможность прикоснуться к научной среде, стать ее частью. Совмещать учебу и работу непросто, но я надеюсь, что все преодоленные сложности принесут свои результаты. Учеба в аспирантуре предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность, так как ты уже являешься молодым специалистом, который должен подтверждать свою точку зрения, научно обосновывая ее. Свободное время я стараюсь уделять семье, своим увлечениям, спорту, чтению книг», – рассказала В. Марталер.
По мнению аспиранта 3-го года обучения Химического института имени А.М. Бутлерова и младшего научного сотрудника НИЛ «Новые проточные методы анализа и микрофлюидика» Дарины Хайруллиной, решение поступить в аспирантуру было принято еще на этапе обучения в школе.
«Химический институт Казанского университета является одним из топовых научно-исследовательских центров. Мы подготавливаем высококвалифицированные кадры, поэтому поступить сюда и не окончить аспирантуру невозможно. Учеба в аспирантуре – развитие своего внутреннего ученого, путевка в будущее, которая позволит достичь своих целей. Я занимаюсь методом вольтамперометрии, то есть мы фундаментально разрабатываем химические сенсоры для определения органических веществ в лекарствах, крови и других биологических жидкостях», – поделилась Д. Хайруллина.
Аспирант 3-го года обучения Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, ассистент кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Федор Фефилов решил продолжить преподавательскую династию.
«Моя бабушка была преподавателем, окончила Казанский университет в сороковых годах, именно поэтому с самого детства я интересовался преподавательской деятельностью. Поступить в аспирантуру достаточно сложно, необходимы высокие знания иностранного языка и философии, уровень научной подготовки. Совмещение учебы, работы и личной жизни не представляется мне принципиально сложным, отдел аспирантуры всегда относится с пониманием, занятия проходят во второй половине дня, а в первой я занимаюсь своей преподавательской деятельностью. Нынешние студенты достаточно требовательны к себе и к тому контенту, который я преподаю, поэтому необходимо постоянно развиваться, перестраиваться и подавать информацию в удобной для студентов форме. Я занимаюсь исследованием алгоритмов фильтрации и рекомендации контента. На сегодняшний день я решил подойти к этому вопросу со стороны метамодернизма, его проявления в современном культурном медиапространстве», – рассказал Ф. Фефилов.
Придерживаться баланса в научной деятельности, работе и учебе аспиранту 3-го года обучения Института физики и младшему научному сотруднику НИЛ «Многофункциональные материалы для квантовых сенсоров» Маргарите Садовниковой помогает грамотный тайм-менеджмент.
«После обучения в магистратуре у меня уже были публикации в научных журналах, я принимала участие в конференциях, для себя я поняла, что могу написать кандидатскую диссертацию, продолжать заниматься научной деятельностью. Моя научная тема направлена на изучение многофункциональных материалов на основе фосфатов кальция, которые являются перспективными системами для костных и дентальных имплантов. Фосфаты кальция постоянно совершенствуют с помощью внедрения в них различных примесей. Моя работа нацелена на изучение фосфатов кальция с примесями редких земельных элементов. С 1-го курса магистратуры я работала на кафедре инженером, благодаря чему преподавание далось мне легко. Аспирантура для меня – это возможность работать в стенах университета, попробовать себя в роли преподавателя», – поделилась М. Садовникова.