Работа по наполнению и совершенствованию цифровой образовательной среды в Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ идет сегодня полным ходом.
В процессе реализации масштабного проекта, объединяющего в себе общероссийские тенденции, - создание условий для доступности качественного образования с маркером «российское» каждому человеку, вне зависимости от страны пребывания, что теперь будет реализовываться в рамках приоритетного национального проекта «Современная цифровая образовательная среда» - специалисты, разумеется, учитывают ведущий отечественный и мировой опыт.
Так, сотрудники института приняли участие в конференции «EDCRUNCH-2017» - крупнейшем форуме в Европе в области новых образовательных технологий, прошедшем 26-27 сентября в Москве. Работа в рамках многочисленных панельных дискуссий, круглых столов, мастер-классов, посвященных различным аспектам онлайн-технологий в образовании, а также получение самой последней информации в этой области от ведущих экспертов – более 300 человек из 30 стран мира – помогла определить, какие направления предстоит еще охватить. Однако, что не менее важно, соотнесение предпринимаемых действий с общемировой реальностью позволило понять – институт движется в верном направлении.
«На сегодняшний день проект по созданию цифровой образовательной среды ни на минуту не уходит с повестки дня в институте. Все действия по его воплощению в жизнь предпринимаются в соответствии со специально разработанной «дорожной картой», а для непрерывного процесса коммуникации всех задействованных сотрудников была создана рабочая группа. Кроме того, эта работа ведется одновременно с реализацией еще одного проекта, направленного на модернизацию образовательного процесса посредством перехода на модульное планирование программ подготовки. Такой переход позволит беспроблемно осуществлять состыковку наших учебных планов и зарубежных, - пояснила заместитель директора Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ по международной деятельности Светлана Тахтарова. –
При этом проект по созданию цифровой образовательной среды предполагает, как разработку новых онлайн-курсов, стандартов качества электронных образовательных ресурсов, регламента их создания и использования в образовательном процессе в институте, так и мониторинг качества уже действующих курсов и эффективности их использования. Кроме того, речь идет о включении онлайн-курсов других вузов в наши образовательные программы. Так, в частности, планируется, что в магистерских программах будет обязательным включение, минимум, одного онлайн-курса в так называемый модуль мобильности, в котором будут собраны курсы по выбору».
Надо сказать, разработка цифровой образовательной среды ведется отнюдь не абстрагировано от реальности. Изначально все действия предпринимаются в рамках взаимодействия с зарубежными вузами-партнерами. К примеру, активными темпами идет создание международного сетевого онлайн-университета совместно с ведущими вузами Германии. В перспективе круг партнеров, включенных в разные проекты, объединенные общей идеей дигитализации образования и развития виртуальной мобильности, а также реализации модели непрерывного образования, разумеется будет расширяться. К слову, все разрабатываемые онлайн-курсы в институте сразу переводятся на иностранный язык – на данный момент речь идет об английском и немецком языках, однако возможно введение курсов на любом языке, все зависит от востребованности.
Немаловажно и то, что в процессе создания цифровой среды задействованы одновременно все три подразделения института, что говорит о масштабности проводимой работы и исключает задержку реализации программы по каким-либо из направлений подготовки. Заметим, что большое внимание в рамках этого процесса уделяется и трансформации так называемого регионального компонента в общедоступный и повсеместный – учеными разрабатываются массовые открытые онлайн-курсы по истории и культуре Татарстана.
Первые результаты упорной работы уже не за горами – пилотные модульные программы с обязательными онлайн-компонентами и модулями на иностранном языке будут запущены уже в следующем году.