Расширенное заседание Совета Российского Союза ректоров прошло сегодня, 2 июня, в Москве в очном формате с участием министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова.
Среди приглашенных руководителей ведущих вузов России на мероприятии также присутствовал и.о. ректора Казанского федерального университета Дмитрий Таюрский.
В ходе заседания обсуждался главный вопрос повестки дня – формирование национальной системы высшего образования и уход от Болонской системы.
Напомним, ранее Минобрнауки России сообщало, что планирует отказаться от единой европейской системы подготовки кадров в вузах и будет формировать свой порядок обучения. При этом глава ведомства Валерий Фальков признал, что необходима плавная и последовательная перестройка системы высшего образования, и на это потребуется много времени.
Министр предложил вернуть программу специалитета в систему высшего образования России. Он пояснил, что новая реформа не означает запрет бакалавриата и магистратуры, но будет опираться на эффективное сочетание их со специалитетом при формировании национальной образовательной системы. Какая форма обучения наиболее востребована, будут определять университеты совместно с работодателями. На основании этого абитуриенты сами для себя решат, куда им лучше идти учиться.
«Специалитет необходимо сделать полноценным, самостоятельным уровнем системы высшего образования и наделить его теми правами, которыми обладает бакалавриат, - завил министр. - Когда мы говорим об уникальной системе отечественного высшего образования, то имеем ввиду не слепой отказ от всего уже накопленного опыта, а сочетание хорошо знакомых форматов, уровней и практик, которые можно сложить таким образом, что это будет соответствовать нашим интересам, отвечать на вызовы и динамично двигаться вперед».
Валерий Фальков отметил, что наличие пятилетних программ подготовки позволит также усилить гуманитарную составляющую.
«Более продолжительный срок профессиональной подготовки позволяет не только повысить системность знаний. Он дает возможность, не жертвуя профессиональным ядром, сформировать у специалиста так называемые мягкие навыки», - сказал министр.
Кроме того, глава Минобрнауки посчитал необходимым навести порядок и в системе магистратуры, чтобы бакалавры могли выбирать направления дальнейшей подготовки только по своему профилю.
Президент РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий, в свою очередь, предложил расширить практику обучения по программам специалитета в высокотехнологичных и имеющих общественно-государственное значение отраслях экономики. Также он посчитал необходимым закрепить модель обучения по программам интегрированной магистратуры в наукоемких отраслях.
Садовничий подчеркнул, что будущее российского образования должно опираться на сопряжение лучших признанных в мире традиций отечественного образования и того позитивного опыта, который был наработан за последние 20 лет.
«Главное, чтобы наша система образования отвечала современным требованиям развития науки и технологий, могла реагировать на новые вызовы. Она также должна быть основана на принципах фундаментальности, междисциплинарности, единства научных исследований, разнообразия форм получения образования, гибкости образовательных и профессиональных траекторий. Важно, чтобы каждое принятое решение приводило к повышению качества отечественного образования», - заключил президент РСР.
Участники заседания согласились, что переход к новой системе будет длительным и потребует определенного адаптационного периода. Отдельно руководители вузов обсудили необходимость сохранения взаимного признания систем образовательных квалификаций РФ и ЕАЭС, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и других регионов мира, а также соблюдения прав выпускников вузов, принятых на обучение по действующим образовательным программам.
И.о. ректора Казанского университета Дмитрий Таюрский также посчитал нужным сохранить двухуровневую систему «бакалавриат плюс магистратура» для отдельных областей образования и с учетом подготовки иностранных специалистов.
«Болонская система – это единое образовательное пространство, созданное Европой с целью ограничить отток кадров в США. Однако западные ценности, как мы видим сегодня, совершенно не соотносятся с нашими, а их влияние на многие страны оказалось довольно пагубным, да и 20-летний опыт реализации базовых принципов этой образовательной системы показал, что часть из них оказались недостаточно эффективными. Поэтому, безусловно, мы должны создавать собственные образовательные стандарты и программы. Однако, взяв все самое лучшее из советской системы образования, не стоит забывать и о плюсах двухуровневой. Ряд преимуществ, которые неразрывно связаны с болонским процессом, например, мобильность преподавателей и студентов, мы готовы и дальше всячески поддерживать», - выразил свою точку зрения на поднимаемый вопрос глава КФУ.
По его словам, специалитет должен быть полностью возрожден для тех направлений подготовки, где не востребован диплом бакалавра, а там, где достаточно обучения в течение четырех лет, вполне можно сохранить бакалавриат.
Помимо прочего, Таюрский акцентировал внимание на том, что модернизация национальной системы образования не должна восприниматься как ее изоляция.
«Сегодня мы наблюдаем совершенно иной технологический этап во всем мире. Нам нельзя выпадать из международной повестки. Мы должны взвешенно подходить ко всему и тщательно изучать проблемы, связанные и с образованием, и с проведением фундаментальных научных исследований».