Как формировать исследовательские компетенции учителя физики в дни фестиваля рассказал модератор из Марий Эл.
Валерий Белянин – доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретической физики и методики обучения физике Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. Валерий Александрович считает, что исследовательская компетенция учителя физики определяет его готовность и способность выполнить самостоятельно или организовать выполнение учащимися учебных исследований по физике в соответствии с основными положениями методологии учебно-научного исследования. В рамках мастер-класса учителя физики включились в учебные исследования по четырем разделам физики: механике, электричеству, оптике и ядерной физике.
По мнению Валерия Александровича «будущий физик, будущий учитель физики должен научиться «видеть» возможности учебного курса физики, раскрывать их и направлять свои познавательные интересы и интересы учащихся на решение различных задач».
Компетенция – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач, а также требования к личностным, профессиональным качествам сотрудников, которыми они должны обладать, чтобы удовлетворить своего работодателя. В рамках школьной программы ученики занимаются учебно-исследовательской деятельностью, что является аналогом научно-исследовательской. Подобная работа должна помогать обучающимся восполнять и дополнять знания, ведь даже параграф в учебнике является лишь кратким конспектом обширной темы, если же начать разбирать его подробнее, то можно столкнуться с вопросами, а поиск ответов потребует кропотливой работы.
Валерий Белянин поделился с учителями перечнем датчиков фирмы «Научные развлечения», продукцией которыми пользуется их университет. Нужно отметить, что данным оборудованием пользоваться довольно легко и просто, кроме того, результаты записываются специальной программой, которую можно бесплатно скачать с сайта и установить на компьютер. Все, что требуется от учителя – это подключить датчик к ноутбуку через USB-шнур, запустить программу и начать эксперимент. Так, используя датчики и данную программу в своих исследованиях, преподаватель и его студенты обнаружили, что возможны корректные измерения ускорения свободно падающего тела в воздухе с помощью оптического датчика, если тело падает не с малой высоты, так как теоретическая скорость оказалась меньше экспериментальной.
Далее началась дискуссионная площадка на тему: «Особенности использования современных измерительных устройств на уроках физики в школе». Помогла организовать ее Файруза Сабирова, кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой физики Елабужского института КФУ. На данной площадке были показаны различные эксперименты, для проведения которых снова требовались датчики нового поколения и специальная программа, записывающая результаты. Аудитория активно участвовала, рассуждала и обменивалась выводами. Также были произведены эксперименты, которые не требуют дорогих и труднодоступных материалов. Так, используя обычные весы, которые есть в каждом доме, можно объяснить сложный материал для 7 класса, связанный с силой Архимеда. Следует отметить, что сам преподаватель использует для своих экспериментов все подручные средства, которые только может найти у себя дома или в огороде.
«Мы мыслим образами, ведь выдумать нечто поистине новое очень сложно, мы лишь интегрируем и экспериментируем, ведь все уже давно вложено в голову», - считает Валерий Александрович.