2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Статистика говорит о том, что аутизм стремительно распространяется: более 1% детей в мире имеют аутизм, при этом расстройство до сих пор плохо изучено, диагностика во многих странах не развита, а ученые говорят о значительном распространении аутизма по всей планете.
В настоящее время внимание российского общества обращено на всевозрастающую потребность в исследованиях направлений диагностики и сопровождения нарушений аутистического спектра, общество знакомят с самыми актуальными исследованиями в контексте мировых тенденций.
"По статистике, аутизмом в мире страдают более 10 млн человек. Каждый год их становится на 11–17% больше. Число людей, страдающих отклонением в развитии, стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад. По прогнозам ученых, в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30-й житель планеты. По данным проведенного исследования, сейчас в Казани проживает более 300 детей с расстройством аутического спектра", — рассказала заведующий кафедрой дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ Анна Ахметзянова.
Столько детей в Казани и «выключены» из системы полноценного образования. Ведь аутизм - это врожденное нарушение психического развития. Им нельзя заболеть, и от него нельзя излечиться. Причина аутизма в генетических сбоях. У людей с аутизмом наблюдается избыточность нейронных связей между отделами головного мозга. Как следствие их мозг перегружен и не справляется с потоком информации.
Аутизмом страдают преимущественно дети, независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.
Разработкой и реализацией адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра занимаются ученые Института психологии и образования. Этот проект ИПО КФУ получил статус Федеральной инновационной площадки.
Главенствующая идея проекта КФУ заключается в создании и апробации модели обучения и социализации дошкольников с аутизмом.
Учеными КФУ уже ведется работа по созданию единой ресурсной базы современных технологий и методов диагностики и коррекции, модели комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях консорциума образовательной и научной организаций.
В фокусе внимания ученых КФУ – дошкольный возраст. Несмотря на признанную роль прогнозирования в позитивной социализации, системные представления о прогнозировании в контексте значимых отношений дошкольника с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
"Мы проводим оценку качества деятельности организаций, занимающихся образованием особенных детей, условий развития социально-адаптационного потенциала и трудностей процесса социализации дошкольников", – пояснила Анна Ахметзянова.
Базами для проведения исследования и формирования выборки респондентов выступили дошкольные образовательные организации Казани, где функционируют группы для дошкольников с РАС: детсады №63, №149, №165.
Команда исследователей под руководством Анны Ивановны разрабатывает диагностический инструментарий для раннего выявления у особенных детей трудностей социализации и прогнозирования - насколько успешно будет протекать их интеграция в общество.
Применяться созданная и апробированная модель обучения и социализации дошкольников с расстройством аутистического спектра будет и в детском саду КФУ. Он станет одним из центров, который будет генерировать лучшие в стране практики по работе с дошкольниками, у которых обнаружено расстройство аутического спектра. Именно здесь педагоги, психологи и медики будут заниматься социализацией детей и развитием их речи.
Но это пока планы на будущее. А уже сейчас магистранты кафедры дефектологии и клинической психологии ИПО КФУ работают тьюторами детей с аутизмом в пяти казанских школах с инклюзивным образованием.
«Дети, имеющие диагноз «расстройство аутистического спектра», имеют серьезные трудности в адаптации. Находиться в обществе без сопровождающего они не могут. Учителя начальных классов школ, в которые они поступают на обучение, не имеют возможности выполнять эту функцию, потому что у них нет навыков работы с особенными детьми. Это должны делать дефектологи. В обычных школах их нет. Они есть только в коррекционных. Поэтому были организованы ресурсные классы и введены ставки тьюторов», - добавила Анна Ахметзянова.
Магистр ИПО Аделя Нафиева год проработала тьютором ребенка с расстройством аутистического спектра в ресурсном классе. Ресурсные классы оборудованы игровыми зонами, специальными мягкими модулями, чтобы ребенок с аутизмом мог выплеснуть свою агрессию и тревогу и более или менее себя хорошо чувствовать в школе. В обязанности тьютора входит сопровождение ребенка и помощь ему во время его нахождения в школе.
"Да, теперь такие классы существуют в обычных школах, где дети с ОВЗ имеют возможность учиться с обычными детьми. Эти дети, словно бабочки, которых нельзя ловить и трепать, а можно только наблюдать, созерцать и протягивать руку Помощи, Принятия и Дружбы".
Аделя сняла видео о детях с расстройством аутического спектра. Текст к видео был написан Аделей, как некоторая попытка понять внутренний разговор мальчика, уста которого "закрыты"..."