В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире». Ее автор — американский преподаватель Тимоти Уокер, два года проработавший учителем в хельсинкской школе, объясняет, почему школьники там показывают такие хорошие результаты несмотря на короткий учебный день и минимум домашних заданий.
Наш эксперт, заместитель директора по научной деятельности ИПО КФУ Тимирхан Алишев пояснил, почему система школьного образования Финляндии признается одной из лучших в мире, в том числе в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
"Система образования Финляндии действительно одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Там сумели провести реформы образования, результатом которых, по мнению многих, стала «школа будущего». Система образования Финляндии основана на принципе тематического обучения, который позволяет учащимся отойти от обычных школьных предметов и заменить их целостным, междисциплинарным подходом.
Тематическое обучение представляет собой подход, принципиально отличающийся от привычного деления на предметы, такие как математика или естествознание. Вместо этого ученики берут одно конкретное явление или понятие и рассматривают его через призму различных областей знаний, к которым оно имеет отношение, — географию, историю или экономику.
Среди основных отличительных признаков образовательной системы Финляндии – полное доверие учителям.
Образовательные системы с низким уровнем доверия учителям постоянно проверяются специальными организациями, например в России Рособрнадзором. Есть соответствующие организации и в каждом штате США, и в Европе. А есть школьно-образовательные системы с высоким уровнем доверия и высоким уровнем автономии учителя. Финляндия является примером такой системы— профессия учителя в этой стране очень престижна.
Финская система подготовки учительских кадров предполагает, что учитель может учить детей, только закончив магистратуру по педагогике.
Когда молодой учитель начинает работать в школе, он имеет право и возможность самостоятельно принимать решения о своей методике преподавания, об обучающих технологиях. И никто не будет его разубеждать и говорить: «Ну как же? Тебе же нужен компьютер и интерактивная доска». Если необходимости в этом нет, то учитель обучает и без этого.
Вне зависимости от того, «напичкан» ли класс оборудованием и инфокоммуникационными средствами, в конечном итоге умение и мастерство педагога определяет, каким будет результат обучения.
Роль учителя по-прежнему остается основной в образовательном процессе, и никакие инфокоммуникационные средства не могут его заменить.
У меня на столе совершенно случайно оказался финский образовательный стандарт 2014 года. В отличие от российского, более детального, финский стандарт не предъявляет требований к содержанию образовательного процесса, к программам, а только к результатам обучения.
В рамках стандарта уделяется больше внимания междисциплинарным навыкам и учебным проектам на стыке разных предметов. На практике это означает, что в школе по-прежнему будут изучать разные предметы (к слову, в Финляндии дисциплины по важности не делят, так что математика не может быть «главнее» музыки), но параллельно займутся научно-исследовательскими проектами, посвященными, к примеру, происхождению Земли, Большому взрыву, устройству Евросоюза или изменению климата.
Главной же целью образовательной системы Финляндии является развитие широких компетенций, в том числе так называемых soft skills: умений, навыков и личных качеств, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми".
По мнению нашего эксперта, современная образовательная система нуждается в изменениях. И «майские» указы Президента России, принятые в 2012 году, задали старт изменениям в сфере образования и науки, затронув не только инфраструктуру, но также обеспечили изменение подходов к решению актуальных вопросов образования и науки не только на федеральном, но и на региональном уровне. Идет пересмотр образовательных стандартов, касающихся повышения творческого начала всех участников образовательного процесса. В Татарстане обратили внимание на сингапурскую систему образования.
"Почему обратили внимание именно на эту систему? Во-первых, сингапурские школьники стабильно показывают лучшие результаты в международных тестах знаний. Сингапур обгоняет развитые страны по качеству функционирования образовательных институтов, его образовательная инфраструктура компактна и отлично интегрирована в структуру экономики.
Во-вторых, методика, которую импортировали из Сингапура, — это международная методика, активно и успешно используемая в разных странах мира. В основе сингапурской методики обучения лежит система кооперативного обучения доктора Спенсера Кагана, идеи известного русского психолога Выготского, советских педагогов Давыдова и Эльконина, опорные конспекты В.Шаталова, гуманная педагогика Ш.Амонашвили. Данная методика не является чем-то новым: в своей работе наши учителя уже использовали такие приемы, как групповая и парная работа, творческий и проблемный подходы к изучению тем и др.
Сингапурская методика обучения благодаря набору тезисов и формул, называемых структурами, позволяет построить урок таким образом, чтобы не только давать академические знания ребенку, но и заниматься его всесторонним развитием, воспитывая и интеллект, и креатив, и логику, и силу духа. Такой целостный подход к обучению называется холистическим, и его уже 20 лет используют сильнейшие школы мира.
Это целостный подход, включающий не только умственное развитие ребенка, но и его психологический, социальный и эмоциональный рост. В современном мире роботизации, технологизации аспекты, связанные с человечностью, эмоциональным, творческим развитием, будут иметь гораздо большее значение, чем решение прикладных математических задач. Делая упор на линейное, аналитическое мышление, мы становимся тяжелыми, неповоротливыми и теряем непосредственность в решении проблемы. Холистический подход позволяет использовать творческие навыки при решении социальных или математических задач.
Образование является приоритетной отраслью в развитии нашей республики. Именно через образование меняется мир, а потому недооценивать его мультипликативный эффект было бы неправильно.
В Татарстане ведется работа по разработке новых методик и технологий обучения. Основные задачи в этом направлении определены: совершенствование методик преподавания государственных и родных языков, включая создание цифрового учебно-методического комплекса по языкам, обеспечение развития кадрового потенциала, воспитание уважительного отношения у подрастающего поколения к представителям разных национальностей, конфессий, а также к языкам, культурам, традициям и обычаям.
Путей совершенствования системы школьного образования много. Но любые начинания начинаются с учителя. И то, как мы в Институте психологии и образования КФУ его обучим, какими знаниями и компетенциями его наполним, позволит достичь высоких результатов в целом".