Почему после продолжительных выходных нам грустно? Как войти в строй по окончании 12-дневного празднования Нового года? И где черпать мотивацию трудиться дальше? Актуальными лайфхаками для возвращения в рабочий ритм поделилась эксперт Казанского федерального университета.
Состояние, переживаемое после яркого события, например путешествия или праздника, сегодня описывают модным термином «дофаминовая яма». Проще говоря, это эмоциональный спад после резкого подъема в «кривой счастья».
«В ожидании праздника, отдыха мы все находились во власти положительных эмоций и интенсивной выработки гормонов – дофамина, окситоцина, серотонина, а кортизол маскирует усталость от эмоционального возбуждения и проживания ярких чувств. После активных и затяжных выходных мы можем наконец-то по-настоящему расслабиться, и все дофаминовые стимулы тоже исчезают. Нечего маскировать и незачем. Здесь можно говорить скорее о том, что стресс, эустресс (полезный вид стресса, вызванный позитивными эмоциями – прим. ред.) мы и проживали, а сейчас восстанавливаемся», – раскрыла феномен доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования КФУ Инна Кротова.
По словам эксперта, те, кто переживает окончание каникул особенно тяжело, рискуют попасть в ловушку дистресса, то есть вредоносного вида стресса, когда положительных стимулов нет, а действовать нужно.
«Оценка состояния зависит от того, кто какие ресурсы вкладывал в ожидание праздника и выходных, в подготовку к праздникам. Кто-то эмоции, кто-то силы и время, а кто-то средства. Если что-то одно, то оценка состояния удовлетворительная, если все вместе – сочувствую, надо это принять и дать себе время на проживание, – поясняет И. Кротова. – Можно через вкусовые рецепторы, чтобы поддержать реакции организма, приготовьте себе, например, послепраздничный оливье. По возможности первую неделю дополняйте рабочий режим небольшими паузами. Некоторые рекомендуют обращаться к воспоминаниям. Можно сходить после работы на новогодние показы фильмов. Следует постепенно протаптывать нейродорожку словами самоподдержки, возвращать себя к осмысленным эмоциям и чувствам».
Специалист подчеркнула – внимание, память и мышление в постдофаминовый период тоже заложники режима восстановления, поэтому важно себя не торопить, а техники релаксации – что бы вы ни использовали – реализовывать постепенно и целенаправленно.
«В идеале, конечно, в первую очередь для самого себя закладывать в продолжительные выходные несколько дней на формирование психологической готовности к работе. Для возвращения к психологическому равновесию это уже половина успешного пути – без стресса, сожаления и усталости, – порекомендовала доцент Казанского университета. – Наши космические психологи еще при работе с группой, в которую входил Юрий Гагарин, определили главное: недостаточно просто стрессоустойчивости, важен навык снятия с себя напряжения. Но состояние комфорта индивидуально. Обратитесь к себе, вспомните, когда вы испытывали самое приятное чувство удовлетворенности и гордости за себя. Вспомните детали во время пребывания в этом состоянии – звуки, образы, запахи, эмоции и так далее – и поддерживайте себя ими в самые сложные моменты адаптационной декады, контролируя уровень напряжения и эмоциональный фон».
Ранее в Казанском федеральном «рассчитали» углеродный след от празднования Нового года.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
426