Доцент кафедры антропологии и этнографии Института международных отношений Казанского федерального университета Елена Гущина рассказала о традициях празднования Нового года у народов Поволжья.
Елена Гущина напомнила, что в России 1 января стало считаться началом года с 1700 года, при Петре I. До этого Новый год в стране отмечали по юлианскому календарю – 1 марта, а в конце XV века официально начало года перенесли на 1 сентября, причем летоисчисление шло «от сотворения мира». В народном же календаре началом года служили разные праздники или события (солнцестояние, равноденствие).
Народы Поволжья отмечали начало нового года в день зимнего солнцестояния, после которого световой день начинает прибавляться, например, Нардуган (Натаван, Нардаве), означающий рождение солнца (от татарского «нар» или «нур», что значит свет, и «дуган», измененное «туган» – родился). Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. Нардуган праздновали кряшены, некоторые татары-мишари. Важной частью праздника были шествия и танцы ряженых.
«Марийцы в период зимнего солнцестояния отмечали шорыкйол, дословно – "овечья нога". Этот праздник завершал старый и начинал новый календарный год. С принятием христианства эти праздники стали проводить в святочные дни. В дни праздника выполнялись различные обряды и моления, направленные, как и у всех народов, на обеспечение благополучия семьи и хозяйства», – привела пример Е. Гущина.
Перед крупными праздниками все народы Поволжья прибирались в домах, готовили угощения и приглашали гостей. Причем обрядовая еда символизировала плодородие, богатый урожай и благополучие в семье.
«Например, у русских крестьян в Новый год – Васильев вечер (1 января по старому стилю / 14 января по-новому христианская церковь почитала память святителя Василия Кесарийского) – обязательно готовили ритуальное блюдо – кесаретского поросенка, которого зажаривали обязательно целиком и на стол ставили неразрезанным. Использование в новогодней трапезе свинины было характерно для многих христианских народов Европы. Во многом это объясняется традиционными представлениями о плодовитости свиньи – из всех домашних животных свинья давала больше всего приплода. И ритуальное поедание кесаретского поросенка было направлено на изобилие и благополучие в хозяйстве в новом году», – обратила внимание этнограф Казанского университета.
Новый год, как и другие большие праздники народного календаря, встречали весело, с угощениями, различными играми и развлечениями. Так же, как сейчас. Новый год стремились провести как можно удачнее, чтобы весь год был счастливым.
«С первым днем нового года была связана так называемая "магия первого дня": по народным поверьям, как встретишь новый год, так его и проведешь. Поэтому все действия были направлены на обеспечение благополучия во всех сферах жизни человека на весь следующий год. Например, если провожать старый год и встречать новый весело и сытно с богатым столом, то год будет счастливым и благополучным. С Новым годом было связано много поверий и примет. Встретить определенного человека или какое-то животное предвещало счастье или несчастье», – пояснила она.
Елена Гущина рассказала и том, что в Новый год соблюдали и определенные запреты, так как «магия первого дня» влияет на дальнейшую судьбу людей. Поэтому в первый день Нового года нельзя ругаться и спорить, в доме должно быть мирно и спокойно.