«Бежевая мама» – новый неоднозначный тренд из социальных сетей. Так иронически называют женщин, которые выбирают пастельные цвета для всего, что окружает их детей. Их дом выдержан в нейтральных тонах – бежевом, сером, белом, кремовом. В этой же пастельной палитре и дети: одежда, игрушки, развивающие книги, столовые приборы, принадлежности по уходу. Об обратной стороне красивой картинки рассказал эксперт Казанского федерального университета.
Изначально «бежевыми» называли тех, кто носит одежду натуральных оттенков и одевают в такие же цвета детей, однако позднее к ним стали относить матерей, следующих эстетике минимализма. Также это выражение ассоциируется с женщинами, стремящимися создать вокруг себя экологичное пространство, например, с помощью предметов декора исключительно из натуральных материалов.
Критические комментарии о «бежевом» материнстве можно встретить под роликами в социальных сетях, при этом некоторые сами называют себя «бежевыми» в своих блогах. Женщины объясняют выбор приглушенной, кремовой палитры тем, что слишком насыщенные цвета могут негативно влиять на ребенка и перегружать его сенсорную систему. Некоторые «бежевые мамы» считают, что воспитание детей в среде sad beige («грустный беж») поможет им сформировать вкус в более взрослом возрасте. А часть родителей просто не видят ничего плохого в том, чтобы растить свое чадо в эстетичной и минималистичной обстановке, которая нравится им самим.
«Тренд на минимализм связан с определенной жизненной философией – это, на мой взгляд, ответная реакция взрослых на засилие ярких картинок и фотографий в соцсетях, пропагандирующих красивый образ жизни. Еще одна из причин, почему родители выбирают именно пастельные цвета, заключается в том, что в окружающем мире, в интернете так много броских цветов и громкой информации, что повышает уровень стресса. Родители всегда стремятся позаботиться о ребенке, защитить его, и, возможно, они думают, что таким образом действительно сделают жизнь своего чада более безопасной и спокойной», – предполагает доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования КФУ Ильдар Абитов.
Чаще всего «бежевых мам» критикуют за то, что они ограничивают развитие своего ребенка, «окрашивая» окружающую его обстановку всего в пару пастельных тонов. Эксперт не считает, что цвета оказывают очень сильное влияние на развитие личности ребенка. Различать их дети начинают примерно к полугоду, но проверить, насколько этот навык развит, можно только когда они научатся хорошо говорить, называть цвета и их оттенки – ближе к 3 годам.
«Вредит ли ребенку этот тренд или он безобиден – однозначного ответа нет. С одной стороны, есть такое понятие, как сенсорная депривация, то есть ограничение его восприятия родителем, в частности цветового. Но, с другой стороны, он ведь не живет в изолированных условиях, только в своей комнате и доме. Конечно, преимущественно он получает ощущения из среды, где проводит больше времени, однако он бывает на улице, среди других детей, посещает детский сад, где гораздо более разнообразная среда, которую родители не могут контролировать. Безусловно, когда сенсорная депривация очень жесткая и родитель действительно последовательно стремится везде окружить ребенка только 1-2 цветами, она может негативно сказываться на его развитии. Есть, например, исследования, проведенные на животных, которые указывают на то, что для развития и нормального функционирования нервной системы необходима богатая внешняя среда, в том числе насыщенная различными цветами», – подчеркнул психолог Казанского университета.
По мнению Абитова, привить любовь к минимализму в маленьком возрасте нельзя. Ребенку важно разнообразие. И речь не о вседозволенности, а о том, что спектр ощущений – вкусовых, визуальных, должен быть достаточно широким.
«Детям философия минимализма чужда. Они развиваются, а значит, для них как раз важно, чтобы ощущения были разные, и, конечно, бессмысленно взрослому думать о том, чтобы привить ребенку эту эстетику, ограничивая его в предметах или игрушках исходя из цветовой гаммы», – уверен доцент ИПО.
Подводя черту под темой «бежевых мам», эксперт сказал, что следование тренду не может сильно негативно повлиять на личностное развитие ребенка, поскольку он все же контактирует с разноцветным и громким вне дома, но и позитивного эффекта ждать не стоит.
К слову, Институт цвета Pantone назвал цветом 2025 года шоколадно-коричневый оттенок «Мокко Мусс» – как воплощение спокойствия и комфорта.
Ранее психологи КФУ объяснили популярность розового бургера и плюшевой игрушки-монстра.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.