О формировании Казанского федерального университета
- Ильшат Рафкатович, прошло ровно 10 лет, как Вы были назначены ректором Казанского университета, получившего статус федерального. На Ваш взгляд, что стало ключевым, принципиально важным на этом отрезке времени?
- 10 лет для такого большого университета - всего лишь очередная веха в истории. Если говорить о результатах, то я уже неоднократно упоминал, что вопрос формирования Казанского университета был непростым. Нужно понимать, что это было самое крупное в Российской Федерации объединение академического сообщества. На первых порах было очень много одноименных, однопрофильных факультетов и разных других структурных подразделений. В связи с этим было принято решение перейти на структуру институционального характера. Разумеется, процесс был болезненным для многих. Не всегда наши точки зрения совпадали, но я благодарен коллегам, что нам удалось пройти это испытание.
Мы сумели сохранить костяк ученых и преподавателей всех наших университетов, которые объединились. В тоже время нами было сформировано достаточно большое количество новых направлений. Прежде всего, это медицинское направление, которое мы вернули в лоно университета. Хочу подчеркнуть, что это не просто подготовка врачей - это развитие научно-исследовательского направления, подготовка врачей-исследователей, ученых.
Особый подход в подготовке учительских кадров стал еще одним нашим большим достижением. Если сравнить, как сегодня развиваются исследования в области педагогической науки, то в России мы являемся в этом вопросе лидерами. Это не только моя оценка. Это оценка авторитетных международных мониторинговых агентств.
Вы знаете, меня буквально на днях спросили: «Ильшат Рафкатович, а вы предвидели все эти изменения, которые стали сейчас реалиями нашей жизни? Ведь все, что вы делаете в области медицины, а также в сфере педагогического образования сегодня, как никогда, стало востребованным».
И действительно, задача перейти на дистанционное обучение и создать все условия для этого, была поставлена не сегодня и не вчера. Как вы уже знаете, мы в каждом структурном подразделении создаем центры цифровых трансформаций, поэтому наш опыт сегодня является одним из лучших в республике. Такую оценку нашей работе дал Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов. На сегодняшний день у нас не так много проблем с переходом на новую дистанционную систему подготовки специалистов.
Также мы создали свои лаборатории, свои школы, лицеи, а в сентябре этого года должен открыться детский садик. И это не просто обычный детский садик или школа - это площадки для отработки новых педагогических технологий.
Нам удалось сделать так, чтобы все, чем занимается университет, стало востребованным на рынке труда, на рынке бизнеса. Стали востребованными наши образовательные программы, а показателем является растущая конкуренция при поступлении в наш университет.
О приоритетных направлениях
- По сути, вы определили институты-лидеры в Казанском федеральном университете? Это медико-биологическое, педагогическое направление…
- Да, совершенно верно. Добавлю сюда еще нефтехимическое направление. В нефтяном сегменте сегодня тоже есть много проблем. И задача сделать приоритетным все, что связано с нефтью и нефтехимией возникла у нас еще 2013 году. Мы сформировали целый Институт геологии и нефтегазовых технологий. Для нашего университета это тоже было новым направлением. Сейчас мы уже создали достаточно большое количество лабораторий, ориентировали многих наших ученых, которые работают в области разработок новых технологий, способствующих также и удешевлению себестоимости каждой добываемой тонны нефти.
При том балансе экономики, который сегодня мы наблюдаем, еще долгие годы будут востребованы и специалисты в данных областях.
- Разумеется, Ильшат Рафкатович, новые технологии и удешевление производства – это, бесспорно, абсолютно ключевые задачи на сегодняшний день.
- Добавьте сюда еще и направление, связанное с цифровизацией, которое пронизывает буквально все структурные подразделения нашего университета. Ведь сама IT-сфера интересна только тогда, когда интегрирована в те или иные предметные области. Сегодня мы вплотную занимаемся и цифровой медициной, и цифровыми технологиями в области образования, что в свете последних событий является самым востребованным сейчас.
О работе в режиме ограничений
- Перейдем от глобальных проектов к бытовой нашей повседневности в условиях самоизоляции, карантинных мер и всяческого рода ограничений. На Вас и весь остальной руководящий состав КФУ данный режим самоизоляции никак не повлиял в части организации своего рабочего дня и рабочего пространства? Получается, для вас ничего не изменилось?
- Нельзя сказать, что для нас ничего не изменилось. Студенты и преподаватели полностью переведены на дистанционную работу. Не основной персонал тоже находится на самоизоляции. Все совещания проходят в дистанционном режиме. В то же время, у нас работают все структуры, обеспечивающие жизнедеятельность университета и, прежде всего, жизнедеятельность наших студентов. В полном объеме работает клиника КФУ. На сегодняшний день мы сделали все, чтобы защитить наших медицинских работников.
- С подтвержденным диагнозом коронавируса есть сейчас кто-нибудь в клинике?
- Были подозрения на коронавирусную инфекцию у нескольких пациентов. Пришлось предпринимать карантинные меры. К счастью, диагноз не подтвердился. Тесты показали отрицательный результат. На сегодняшний день пациентов с COVID-19 у нас нет. Мы ведем ежедневный мониторинг состояния здоровья учащихся и всего персонала.
Сейчас в полном объеме по данной проблематике работает лаборатория Института фундаментальной медицины и биологии. Мы надеемся, что уже к концу апреля получим возможность проводить собственные тесты на COVID-19.
- Поговорим подробнее о превентивных мерах. Как дела обстоят дела с иногородними студентами, проживающими в общежитиях? На днях, буквально, в соцсетях пошла волна. Студенты, проживающие в кампусах, жаловались на очень жесткие карантинные меры. Некоторые писали, что чуть ли из комнаты нельзя выйти и продукты купить. Не могли бы Вы прокомментировать данную ситуацию? Что здесь правда, а что является, как сейчас модно выражаться, фейком?
- Вы знаете, про нас всегда очень много говорят. К сожалению, сейчас многие хотят пропиариться, показать свою собственную значимость. В данной ситуации - та же история. Понимаете, для наших студентов, как и для всех граждан Республики Татарстан, действует один и тот же режим. Все регламентирующие документы опубликованы на сайте университета. Никаких подобных вещей, что вбрасывают сейчас в социальные сети, там нет. Конечно, есть ряд ограничений, связанных с работой студентов, так как они находятся на самоизоляции. Но я хочу сказать, что соблюдение мер безопасности, забота об окружающих людях – это личная ответственность каждого студента.
Ежедневный мониторинг состояния здоровья студентов показывает, что студенты, проживающие в общежитиях, болеют простудными заболеваниями гораздо реже, чем те, кто самоизолировался дома. Со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы не допустить распространения вирусных инфекций. На данный момент мы организуем на базе некоторых общежитий отдельные изоляторы для студентов с простудными заболеваниями, чтобы они не заражали своих друзей, соседей по комнатам и этажу. Данные стационары будут работать не только под контролем специалистов студенческой поликлиники, но и под контролем врачей университетской клиники.
Наша задача – минимизировать риски заражения учащихся, а также поддержать материально в этот непростой период. Необходимо всех, кто проживает сейчас в кампусах, обеспечить продуктами питания и средствами личной гигиены. Еженедельно студентам будут раздаваться продуктовые наборы.
- Это бесплатно?
- Бесплатно. Часть продуктов мы закупим за счет ресурсов университета, а еще часть благодаря спонсорской поддержке. Руководители предприятий, члены Попечительского Совета и многие другие добрые люди не остались в стороне в сложной ситуации, за что им огромное спасибо. Это показывает зрелость наших бизнесменов, наших крупных руководителей, поскольку они готовы сегодня оказать такое содействие. Группа компаний «Нэфис», например, сама вышла с инициативой, помимо продуктов питания, поставлять также и чистящие средства, средства личной гигиены.
Также я попросил наших преподавателей, руководящий состав вуза, по возможности, оказать и денежную поддержку. На сегодняшний день ректорат, во главе с вашим покорным слугой, собрал 650 000 рублей, чтобы финансово поддержать особо нуждающихся в этот непростой для них период.
- Как будет определяться, кто нуждается больше?
- По продуктам питания могу сказать, что все студенты, проживающие в общежитиях, получат в равной степени необходимые наборы. Перечень продуктов абсолютно для всех одинаковый. А по денежным средствам будет определять студенческое самоуправление. В большей степени это будут, скорее всего, иностранные студенты, так как наши студенты получают социальные стипендии, по выплатам которых у нас никаких проблем сегодня нет.
О жизни после пандемии
- И в завершение я хотел бы услышать Ваше мнение. Как Вы думаете, какой мир нас может ожидать после пандемии? На примере Казанского университета, разумеется. Эти современные дистанционные технологии, вынужденно используемые сейчас, полученные в этой связи новые навыки - они закрепятся? Перейдем ли мы на какой-то новый этап образовательной деятельности или постепенно вернемся к прежней схеме работы, общения?
- Мы и раньше несколько раз пытались активно внедрять новые дистанционные, цифровые технологии, но постоянно натыкались на определенную критику ряда наших коллег, которые говорили, что главное – это общение со студентами, личные коммуникации, необходимость чувствовать аудиторию. Трудно с ними в этом не согласиться. Но сегодняшняя ситуация, которая сложилась из-за коронавирусной инфекции, показывает, что дистанционные технологии реально могут работать. И они должны работать. Это обеспечивает большую самоорганизацию, люди могут регламентировать собственное расписание.
Все эти занятия остаются в записи, к ним можно возвращаться в любое время. Есть возможность проанализировать свою работу, дискуссию, которая разворачивалась по той или иной теме.
Новые возможности будут способствовать большей академической мобильности наших преподавателей.
В настоящее время для всех нас это вынужденная мера, но я не исключаю возможности перехода университета на новую систему.
Также я думаю, что это будет востребовано и среди наших студентов. Сейчас мы изучаем, насколько они интегрированы в образовательный процесс такого формата.