В ИПО КФУ состоялась встреча проректора по инновационной деятельности Андрея Артемьева с руководителями научно-исследовательских проектов, заведующими ключевых кафедр Института психологии и образования КФУ. В рамках дискуссии проректором были подняты серьёзные вопросы участия ученых университета в разработке и реализации региональных программ социального развития Татарстана.
По прямому распоряжению министра образования и науки Ольги Васильевой, основное внимание сейчас должно уделяться созданию инновационных инфраструктур на территории КФУ. Как рассказал проректор по инновационной деятельности, примером такой инфраструктуры в университете станут Центр информационного и высокотехнологичного развития, а также Центр социального развития.
Отметим, что университетский центр социального развития создаётся с целью разработки региональных программ различной направленности для решения на республиканском уровне проблем социального характера (образование, соц. обеспечение, соц. защита и т.д.).
В ходе встречи с сотрудниками ИПО КФУ Андрей Артемьев отметил важную роль социогуманитарных научных направлений, ведь недаром на их развитие сегодня делает акцент руководство не только Татарстана, но и России в целом.
Итогом обсуждения стало решение о начале разработки в институте заявок на участие в следующих региональных программах и подпрограммах развития:
- Подпрограмма «Молодёжь Татарстана»;
- Подпрограмма развития дополнительного образования;
- Программа развития науки и научных исследований в Республике Татарстан;
- Подпрограмма развития общего образования;
- Подпрограмма реализации средств содействия занятости населения;
- Подпрограмма популяризации рабочих профессий;
- Подпрограмма поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций;
- Программа развития образования и науки.
Андрей Артемьев добавил, что предложение об участии ИПО КФУ именно в этих проектах было сделано на основе мониторинга направлений работы института и тех результатов, которые уже получены учёными ИПО в рамках реализуемых здесь федеральных, международных и региональных программ. К таковым можно отнести и разработку и сопровождение работы так называемых "лекотек" – новых форм дошкольного образования, службы психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Ещё одно социально-ориентированное направление работы Института психологии и образования КФУ, которое успешно разрабатывается и функционирует с 1993 года, – это работа в рамках Российского общества Януша Корчака, президентом которого является заведующий кафедрой педагогики ИПО КФУ профессор Роза Валеева.
Целью работы этого общества является подготовка и реализация программ социально-педагогического направления в рамках региона, организация работы волонтёров с детьми в школах-интернатах республики, участие в международных, общероссийских и региональных конференциях по обмену опытом социальной работы с детьми и подростками социальных педагогов и психологов и многое другое.
Ещё одним социально-ориентированным проектом ИПО КФУ являются программы социализации и адаптации в новых условиях детей-мигрантов. Здесь речь идёт о подготовке преподавателей к работе с детьми из других стран, о помощи в успешном вхождении в новые для них социальные отношения, не в последнюю очередь устанавливающиеся в школьной среде. Напомним, что многие проекты ИПО КФУ, отмеченные Андреем Артемьевым, относятся к масштабному федеральному проекту, который сейчас реализуется в ИПО КФУ – САЕ «Учитель XXI века». Этот проект, при успешной его реализации, позволит выработать универсальную модель подготовки современного учителя, которая будет основана на самых прогрессивных психолого-педагогических технологиях с использованием интерактивных методик и последних технических достижений.