Сегодня, 28 июня, в Инженерном институте КФУ состоялась защита дорожной карты всего инженерного направления, развиваемого в Казанском университете.
Открыл заседание ректор КФУ, профессор Ильшат Рафкатович Гафуров. Буквально несколько часов назад, вечером 27 июня, он принял участие в совместном заседании Российского союза ректоров и Российской академии наук. На встрече рассмотрели механизмы интенсификации научной деятельности, о чем Ильшат Рафкатович рассказал представителям инженерного блока:
«Мы обсуждали, каким образом нам концентрировать усилия. Разговор идет о том, чтобы создавать больше совместных лабораторий и подавать совместные заявки в госпрограммы и гранты. Надо интенсифицировать эту работу. Последние заявки показывают, что одни мы не всегда добиваемся нужного результата, - отметил ректор КФУ, приветствуя участников защиты. - Мы говорим, что у нас все нормально по 218-му постановлению. Но вот, например, Южный федеральный университет провел уже четыре таких гранта, а мы только два. Потому прошу активнее участвовать в программах».
Так был задан тон сегодняшней встречи: в центре внимания не в последнюю очередь оказались вопросы внешнего сотрудничества. Так, на примере Инженерного института рассмотрели научное взаимодействие.
Защита стратегического документа традиционно состоит из трех частей: это отчет о проделанной работе, представление непосредственно стратегии на предстоящий период, а также сверка внешних показателей эффективной деятельности. Докладчиком по первым двум частям стал директор Инженерного института, проректор по инженерной деятельности КФУ Наиль Фаикович Кашапов.
«Для своего развития мы избрали стратегию, которая похожа на то, как обучают педагогов в КФУ. Основная концепция состоит в распределённой сети, объединяющей филиалы в Елабуге и Набережных челнах с центром в Казани. У нас же сконцентрированы лабораторные исследования, площадка для опытного производства и подготовка аспирантов по техническим и инженерному направлениям», - рассказал профессор Кашапов.
Инженерное направление как выделенное появилось в КФУ сравнительно недавно, фактически можно говорить о старте в 2014 году. Однако его важность и актуальность видны из вложений в комплекс зданий Инженерного института и оборудование лабораторий. Основным центром притяжения всех технологий стала робототехника. Именно развивая эту область, инженеры КФУ разрабатывают приборы, технологические схемы и системы. В частности, таким образом объединяют усилия физиков, медиков, химиков для решения проблем персонифицированной медицины и разработки медицинских симуляторов, новых материалов... Работают инженеры и над прикладными проблемами в рамках хозяйственных договоров и заказов промышленных предприятий.
Цифровые показатели института выглядят следующим образом. Здесь работает 34 человека, средняя заработная плата составляет 54 252 рубля, по всем формам обучается проходит 327 человек, из низ 24% по контрактной системе. Исследователи, в том числе аспиранты и магистранты, публикуют в год в среднем 122 статьи об открытиях и достижениях, индексируемые в базах данных SCOPUS и WoS. Общая площадь кампусов Инженерного института - 7200 м2. По обеспеченности площадями и оборудованием подразделение является одним из лидеров, а в пересчете на каждого сотрудника или студента и вовсе занимает первое место.
Однако несмотря на такое выгодное положение, институт сталкивается с определенными проблемами. Так, за последний год здесь совсем не много проектов, одержавших победы в конкурсах на соискание грантов и субсидий по различным государственным программам, хотя соответствующих заявок подавалось большое количество. В связи с этим Ильшат Рафкатович Гафуров поинтересовался, на чем именно будет концентрировать свое внимание институт.
«Мы говорили, что Инженерный институт в Казани дополняет то, что есть в Набережных Челнах, но не является головным. Мы находимся в кампусе, который должен позиционироваться как центр разработки медицинских приборов и технологий. Понятно, что за год все сделать не возможно, но какие-то наработки должны быть? - уточнил ректор КФУ. - Нам нужно понять, сможем ли мы что-то сделать с промышленными роботами. Если нет, то необходимо сконцентрироваться на образовательных программах и выяснить, достаточно ли уровня бакалавриата для подготовки тех, кто будет управлять роботами, и можно ли готовить разработчиков, самим не разрабатывая новых технологий?».
Ответов, которые удовлетворили бы ректора и представителей дирекции проекта повышения конкурентоспособности, присутствовавших на защите дорожной карты, так и не прозвучало. Поэтому и выводы оказались для института неутешительные: подразделение не будет получать дополнительного финансирования, пока не будет сформулирована четкая стратегия будущих действий, которая позволит со временем увидеть реальные результаты.
Нет ничего страшного в том, что закрываются неэффективные лаборатории, подчеркнул ректор: по его мнению, оборудование и людей нужно ориентировать на интересные проекты, за которые готовы платить промышленные предприятия. Кроме того, инженерам рекомендовали тщательнее выбирать партнеров и ориентироваться на лидеров отрасли: только совместная работа с сильнейшими компаниями и вузами может мотивировать к росту.
О том, какой реальный вклад Инженерный институт сегодня делает в развитие всего Казанского университета, рассказал Марат Рашитович Сафиуллин. Данные его мониторинга строятся на тех же принципах отбора, что используют при формировании международных рейтингов. Общее положение института улучшилось, динамика заметна, но движение находится по-прежнему в «красной зоне». Особую тревогу у проректора по экономическому и стратегическому развитию вызывают низкий уровень привлечения денежных средств, особенно в сравнении с первоначальными инвестициями, и низкое качество журналов, выбранных для публикации научных исследований. 5% всех совокупных затрат на модернизацию университета по программе повышения конкурентоспособности в свое время были переданы Инженерному институту. При этом сегодня подразделение генерирует только 1% от общего по показателям количества студентов, преподавателей, привлеченных средств и научных публикаций.
Свою ложку дегтя добавил и проректор по образовательной деятельности Дмитрий Альбертович Таюрский. Прежде всего, он назвал стоимость обучения одного студента-инженера в год: 170 000 рублей. Это большая сумма, и институту следует приложить дополнительные усилия для привлечения абитуриентов. Проректор, как куратор вопросов создания новых образовательных программ, предложил изменить подход к распределению направлений подготовки. Малокомплектные группы обходятся очень дорого, особенно для изначально дорогостоящего инженерного направления. Опасность заключается в том, что если сейчас мер по улучшению ситуации не принять, не хватит средств для модернизации в будущем. Оборудование неизбежно устареет, и достигать признаваемых в мире результатов на нем уже не получится. Развитие – это постоянное движение, заметил Дмитрий Альбертович: даже чтобы не отставать от конкурентов, необходимо приложить много усилий, а ведь перед КФУ стоит задача двигаться вперед с опережением.
Однако именно четкого видения дальнейших шагов и ориентированности в будущее не хватило представленному на защиту документу. В итоге и защита, как таковая, не состоялась:
«Сегодняшнее выступление - это не дорожная карта, это отчет. Я это замечал и раньше, но сегодня это видно особенно ярко», - подчеркнул Ильшат Рафкатович.
Предложенная Инженерным институтом стратегия требует серьезной доработки в части пошагового формулирования этапов для достижения целей университета, а потому не была принята. Теперь коллективу института предстоит провести серьезную «работу над ошибками» и представить новую редакцию дорожной карты. О том, когда это произойдет, читайте в следующих материалах на сайте kpfu.ru