В Институте международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета состоялась рабочая встреча представителей руководства КФУ с коллективом ученых кафедр Высшей школы международных отношений и мировой истории.
В Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ прошла встреча советника при ректорате университета Динара Хамитова и проректора по комплексной безопасности Ришата Гузейрова с исполняющим обязанности директора ИМОИиВ Раилем Фахрутдиновым и коллективом ученых ряда кафедр Высшей школы международных отношений и мировой истории.
Мероприятие прошло в формате круглого стола и обмена мнениями по актуальным вопросам исторического образования и просвещения учащихся вуза, сохранения исторической памяти, недопущения искажения исторических фактов, популяризации отечественной истории, героических подвигов наших соотечественников, работы по идейно-патриотическому воспитанию молодежи, проводимой в университете. И. о. директора института Р. Фахрутдинов, представив собравшимся сотрудников ректората КФУ, попросил своих коллег-историков принять активное участие в рабочей встрече.
В своем вступительном слове Динар Хамитов отметил, что проведение подобных встреч приобретает особую значимость в условиях, когда против России развернута настоящая идеологическая информационная кампания. Идея патриотизма призвана сегодня стать объединяющей силой, способствующей возрождению традиций российского общества, его сплочению. В связи с этим возрастает и значимость гражданско-патриотического воспитания молодежи, в том числе и студенческой.
Проректор КФУ Ришат Гузейров подчеркнул, что попытки стран Запада навязать извне свою шкалу ценностей могут иметь негативные последствия, чреваты идеологическими потерями (и не только моральными) для российских граждан и студенческой молодежи, в частности.
И.о. директора ИМОИиВ Раиль Фахрутдинов обозначил проблему сохранения исторической памяти на фоне политики укрепления межнационального и межконфессионального согласия в нашей стране. По его словам, в России сложился уникальный сплав культур и традиций разных народов, и этот сплав образовал нечто самостоятельное, страну-цивилизацию, где в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос.
«Это побуждает всех нас еще больше ценить наше межконфессиональное и межнациональное согласие и мир, дорожить ими и находить новые пути для успешного решения задач, что стоят перед нами в масштабах всей нашей Родины», – подчеркнул он.
Научный сотрудник НИЛ «Центр изучения и сохранения письменного наследия имени М. Усманова» Марат Садыков, обозначив актуальность темы, ознакомил присутствующих с социологическим опросом студентов вузов Республики Татарстан (фокус-группа – 1000 человек), проведенным в 2020–2023 годах учеными КФУ и других вузов Республики Татарстан. Исследование проводилось методом структурированного интервью в вузах Казани, Набережных Челнов, Бугульмы, Альметьевска и Нижнекамска.
По его словам, анализ ответов участников опроса показал, что немалая часть учащихся недостаточно объективно осведомлена о роли СССР и других стран во Второй мировой войне.
Доцент кафедры отечественной истории и архивоведения Дмитрий Люкшин подчеркнул, что одними из ключевых задач исторического сообщества университета являются сохранение патриотического настроя студентов, развитие гражданского чувства и осознанного понимания исторического пути России и ее места в мире. По его мнению, достичь этого можно, опираясь на прочные традиции отечественной исторической науки, следуя принципам научности. Положительно оценив усилия научно-педагогической общественности Казанского университета и российских историков в целом, он перечислил ряд мероприятий по развитию пространства исторического знания и совершенствованию формата научно-педагогического предъявления результатов исторических исследований.
По словам профессора кафедры международных экономических отношений Ильгизара Хасанова, современная молодежь интересуется историей нашей страны и мировой историей, но не обладает достаточно научными и системными знаниями.
«Причиной тому являются многочисленные популистские учебники в среднеобразовательных учебных заведениях, а также многовариантные трактовки одних и тех же исторических событий в вузовском образовании. Кроме того, в учебниках по истории нашего Отечества очень много исторических «белых пятен», пробелов, которые не рассматриваются или имеют неверную трактовку. Отсюда вытекает необходимость в фундаментальном историческом образовании или в большем фактическом обосновании исторических событий. Важной целью в образовании является умение студентов логически самостоятельно объяснять исторические факты. Для формирования патриотизма молодежи необходимо пропагандировать единство истории многонационального народа и общность единого евразийского пространства», – подчеркнул Хасанов.
Доцент кафедры отечественной истории и архивоведения Андрей Михайлов обратил внимание на проблему улучшения преподавания истории на первом курсе у студентов.
«Параллельно с историей России, которая читается у историков по этапам по семестрам, есть еще общий курс истории России (по ФГОС, как у неисториков). В нем нужно больше обращать внимание на формирование студентов как профессионалов, как во введении в специальность», – высказался А. Михайлов.
Профессор кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Чулпан Мисбахова отметила, что работа по патриотическому воспитанию в КФУ проводится на высоком уровне, данный процесс организован целенаправленно, проводится систематическая работа всеми преподавателями вуза, кураторами в соответствии с планами работы Департамента по молодежной политике КФУ.
В завершение встречи советник при ректорате Динар Хамитов подвел итоги состоявшейся дискуссии и поблагодарил присутствующих за активное участие в работе круглого стола и высказанные предложения, а Раиль Фахрутдинов выразил готовность коллектива института к проведению подобных встреч и дискуссий на регулярной основе.