Умеют ли студенты правильно распоряжаться своим временем? Как успеть совместить учебу, научные изыскания, репетиции, посещение спортивных секций и участие в общественных проектах? На этот вопрос студенты-активисты факультета математики и естественных наук искали ответ в ходе мастер-класса.
Накануне было проведено анкетирование студентов. Исследователями стали второкурсницы Снежана Оседач и Мария Наговерко. Выяснилось, что о тайм-менеджменте молодежь наслышана, и время от времени занимается составлением распорядка дня. Большинство опрошенных в качестве средства планирования предпочитают бумагу, на втором месте – гаджеты. Оказалось, что при планировании 72 процента участников анкетирования не формулируют цели и задачи на краткосрочную, а тем более долгосрочную перспективу. По итогам опроса, 36 процентов студентов фокусируют внимание на делах, требующих небольших временных затрат, тогда как 56 процентов считают, что лучше сосредоточиться на наиболее важных и сложных задачах.
Могут ли студенты категорично сказать «нет», если кто-то претендует на время, в которое запланировано более важное дело? 28 процентов респондентов ответили, что стараются убить двух зайцев сразу, а 56 процентов признались, что говорят «нет» только когда дела требуют срочного выполнения.
В результате опроса студенты сами сделали вывод, что их подход к планированию не всегда дает положительные результаты. Ребята не уверены, что они хорошо и с пользой распределяют время. Вместе с тем, большинство респондентов хотят научиться правильно распоряжаться своей жизнью.
Озадачив ребят этой информацией, ведущие мастер-класса Снежана и Мария познакомили ребят с теорией трех китов тайм-менеджмента. Студенты узнали, что бывают цели «родные» и навязанные, планирование можем быть жестким и гибким, время необходимо бюджетировать, а себя – поощрять, например, пользуясь техникой «Промежуточная радость».
Параллельно навыки целеполагания, планирования и мотивации закреплялись на практике. Каждый участник попробовал по-новому составить расписание на день, оставив резерв на «форс-мажоры». Работая в группах, бакалавры составили интеллектуальные карты достижения целей: как сделать сайт, портфолио, сконцентрироваться в век технологий и заработать миллион. Задачи были разные, но все ребята подошли к заданию творчески, кто-то серьезно, а кто-то – с юмором.
Снежана Оседач, студентка факультета математики и естественных наук, после занятия поделилась:
– Тайм-менеджментом я занялась еще в старших классах, когда началась подготовка к экзаменам и хотелось одновременно заниматься активной общественной деятельностью. Я просто не успевала. Мне захотелось изучить эту тему, решить свою проблему и помочь другим ребятам. В институте мы стали разрабатывать это направление. Анкетирование, как правило, показывает, что школьники и студенты пытаются планировать что-то в своей жизни, но не умеют делать это правильно. Планы могут не соответствовать их целям, жизненным ценностям.
Я тоже учусь управлять своим временем. Стараюсь вести ежедневник по алгоритмам, о которых я рассказываю другим. У меня на стене висят интеллектуальные карты. Есть свои цели на долгосрочные перспективы, я считаю это большим шагом. Сейчас для меня глобальная задача – стать хорошим учителем. Я стараюсь делать все необходимое, чтобы в будущем ученикам было интересно на моих уроках. Участие в общественной жизни – одно из направлений саморазвития, формирования лидерских качеств, приобретение опыта работы.
– Эта тема очень актуальна, потому что времени не хватает всем, – говорит доцент кафедры психологии Альбина Минахметова, научный руководитель студентов, занимающихся тайм-менеджментом. – Проблема мало изучена, исследований в этой области не так много. Сейчас студенты заинтересовались вопросом, какими качествами должен обладать человек, занимающий лидерские позиции. Мы планируем изучить концепции разных авторов и реализовать их на практике.
Интересные и разные по формату занятия будут длится всю неделю. Студенты смогут проявить себя на олимпиаде, в творческом конкурсе, на тренингах, научатся быть более коммуникабельными и эмоционально устойчивыми.