Казанский федеральный университет открывает программы бакалавриата по музыке и изобразительному искусству с дополнительным изучением английского языка.
Реализация данных программ осуществляется Институтом филологии и межкультурной коммуникации в рамках государственной программы подготовки национальных педагогических кадров. В 2022 году на каждую программу выделено 25 мест, обучение финансируется Министерством образования и науки РТ. Обучение проводится в очной форме и рассчитано на пять лет. При условии успешной учебы студенты получают ежемесячную стипендию 15 тысяч рублей.
Для обучения по программе «Музыка и иностранный (английский) язык» приглашаются выпускники общеобразовательных школ (поступление по результатам ЕГЭ: русский язык, обществознание) и средних профессиональных учебных заведений (поступление по результатам тестирования на базе КФУ по русскому языку и, на выбор абитуриента, по обществознанию/музыкальной литературе/педагогике). Вступительные испытания включают творческий экзамен профессиональной направленности.
Подробнее о программах рассказала заведующая кафедрой татаристики и культуроведения ИФМК Лилия Мухаметзянова.
«Студенты, которые выберут обучение по профилю "Музыка и английский язык", смогут быть учителями музыки в общеобразовательной школе, а также преподавателями различных музыкальных дисциплин в школах искусств, поскольку программа предполагает комплексную подготовку в данной предметной области. Профессия преподавателя музыки сегодня довольно востребована, этот предмет является обязательной дисциплиной общеобразовательной учебной программы, тогда как квалифицированных специалистов, особенно в сельских школах, часто не хватает. В некоторых учебных учреждениях преподавателями музыки иногда работают после окончания дополнительных образовательных программ, не имея систематического образования в области музыкального искусства, что является серьезной проблемой», – пояснила Л. Мухаметзянова.
Не менее значимым вопросом остается подготовка преподавателей музыкальных дисциплин в школах искусств, имеющих специализированную подготовку в области педагогического образования. Значимым преимуществом реализуемых в институте программ является систематическое изучение психолого-педагогических дисциплин, что позволяет вооружить выпускников фундаментальными теоретическими и комплексными практическими знаниями в области педагогики.
«В рамках обучения студенты пройдут практику в школьных учебных классах, познакомятся с преподавателями, узнают изнутри суть профессиональной деятельности, попробуют свои собственные силы в работе с детьми. Согласно учебному плану на практику отводится достаточно большое количество часов для того, чтобы приобрести опыт реальной профессиональной деятельности», – добавила она.
Учитывая комплексный характер профессиональной деятельности в области искусства, предполагающей, помимо педагогической составляющей, готовность к творческой деятельности, важно отметить особенности музыкальной исполнительской подготовки. На площадке института студенты регулярно принимают участие в концертах, мастер-классах, музыкально-образовательном лектории.
«Наши студенты, безусловно, наша гордость! На базе кафедры татаристики и культуроведения вот уже много лет работают несколько концертных коллективов, это ансамбль русской народной песни "Зарница", фольклорный ансамбль "Бәйрәм" и академический хор "Созвучие". Успешная деятельность каждого из них многократно подтверждена дипломами конкурсов и фестивалей самого высокого уровня», – поделилась завкафедрой.
Не менее интересным будет обучение и по второму творческому профилю - «Изобразительное искусство и иностранный (английский) язык». Для обучения по данной программе приглашаются выпускники общеобразовательных школ (поступление по результатам ЕГЭ: русский язык, обществознание) и средних профессиональных учебных заведений (по результатам тестирования на базе КФУ по русскому языку и, на выбор, по обществознанию/ педагогике). Вступительные испытания включают творческий экзамен профессиональной направленности по изобразительному искусству.
«Студенты, которые выберут обучение по профилю "Изобразительное искусство и английский язык", смогут быть учителями данных предметов в общеобразовательной школе, кроме того, они смогут преподавать художественные дисциплины в школах искусств. В системе дополнительного образования, куда входят дома творчества, детские школы искусств, языковые центры и кружки, наши выпускники также будут очень востребованы», – рассказала Лилия Мухаметзянова.
Кафедрой татаристики и культуроведения накоплен большой опыт реализации творческой, художественной составляющей образовательного процесса, что крайне важно.
«Подготовка бакалавров, совершенствующих компетенции в области художественного творчества, будет осуществлена на основе многолетнего практического опыта кафедры. Для наших студентов учебным планом предусмотрены разнообразные виды творческой деятельности. Помимо обязательных дисциплин, таких как рисунок, живопись и композиция, каждый сможет найти дополнительные виды деятельности: декоративно-прикладное искусство, дизайн костюма, оформление интернет-сайтов и другое», – отметила она.
Важное значение в реализации данных программ имеет дополнительный профиль по иностранному языку.
«Запланировано углубленное изучение английского языка, что позволит выпускникам не только осуществлять образовательную деятельность, но и профессиональную коммуникацию в выбранной сфере на английском языке. Кроме того, они смогут трудоустроиться преподавателем иностранного языка в общеобразовательной школе. Хотелось бы отметить, что наши студенты также получат глубокие знания и практические навыки в области татарского языка, что позволит им вести дисциплины на этом языке в национальной аудитории», – подчеркнула она.
Инфраструктура образовательного процесса играет далеко не последнюю роль в обучении. В Институте филологии и межкультурной коммуникации при финансовой поддержке Министерства образования и науки РТ была создана специализированная учебная среда.
«В нашем распоряжении есть специальные модельные классы, воспроизводящие учебную среду общеобразовательной школы. Эти аудитории оборудованы по последним стандартам, оснащены новейшим техническим оборудованием, что позволяет внедрять любые современные образовательные технологии», – резюмировала Мухаметзянова.