С 20 июня начинается работа приемной комиссии Казанского федерального университета. В Институте международных отношений, истории и востоковедения на кафедре всеобщей истории в этом году идет набор на три профиля бакалавриата: «Всеобщая история», «История международных отношений» и «Историческая политология», а также будут реализовываться две магистерские программы «Сравнительные модели исторического развития стран Востока и Запада» и «Историческая политология» (заочное обучение).
Программы бакалавриата и магистратуры представляет зав.кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук, профессор В.Ерохин.
- Чем интересны и значимы для студентов программы бакалавриата и магистратуры кафедры всеобщей истории?
- В процессе обучения по программе бакалавриата по профилю «Всеобщая история» студенты получают фундаментальную подготовку в области изучения всемирной истории, изучают широкую панораму исторического развития человечества, формируют у себя представление о целостной картине развития мировой истории. Во время обучения особое внимание уделяется курсам, формирующим историка-профессионала, историка-исследователя, студенты овладевают методологией, методикой исследовательской работы, понимают то, как происходит формирование исторического знания. В качестве составного компонента профессиональной подготовки историка-всеобщника - овладение двумя современными иностранными языками. Студенты всех профилей подготовки по кафедре всеобщей истории изучают также древнегреческий язык и латынь: Казанский университет – один из немногих вузов России, где студентам-историкам преподаются древние языки.
Программа бакалавриата по профилю «История международных отношений» нацелена на изучение и научные исследования в области всеобщей истории через призму истории международных отношений. При обучении уделяется особое внимание политическому и социокультурному измерениям мирового исторического процесса, изучению межгосударственных и международных отношений от древности до современности.
В рамках обучения по профилю «Историческая политология» студенты получают знания о политических явлениях, политических учениях, политических институтах, функционировании политической системы общества в прошлом и настоящем.
Студенты активно привлекаются к научной работе, принимают участие в научных конференциях, выступают с докладами и готовят научные публикации. Возможны стажировки студентов в российских и зарубежных вузах-партнерах Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
- Каково содержание учебных планов по реализуемым кафедрой всеобщей истории программам бакалавриата и магистратуры?
- Учебный план профилей «Всеобщая история», «История международных отношений» и «Историческая политология» составлен в рамках направления «История», что обеспечивает фундаментальную подготовку бакалавров по всем общим предметам профессионального цикла. Вместе с тем специализация по нашим трем профилям обеспечивается преподаванием дисциплин по выбору.
В рамках специализации по профилю «Всеобщая история» изучаются учебные дисциплины: «Современные проблемы истории зарубежных стран», «История США и Канады», «Фронтиры во всемирной истории», «Институты власти в истории Востока и Запада: символы и ритуалы», «Символика власти в мировой истории: институты и ритуалы», «Образ святого в западно-европейской культурной традиции», «Средневековье в современных художественных практиках», «Становление европейского парламентаризма»,«Парламентаризм в странах Запада в новое и новейшее время», «Молодежные субкультуры в странах Западной Европы и Соединенных Штатов Америки (вторая половина ХХ - начало XXI)», «История средневекового Востока», «История взаимодействия христианской и исламской цивилизаций (средневековье)», «История взаимодействия христианской и исламской цивилизаций (современность)», «Социокультурная история мира», «История мировых цивилизаций (социокультурные практики)», «История письменности», «Древние языки и культуры», «Библейская археология», «Археология средневекового Ближнего Востока», «История исторического знания в античности и средневековье», «История исторического знания в новое и новейшее время», «История науки и техники в древности и средневековье», «История науки и техники в новое и новейшее время», «Грамматика латинского языка», «Грамматика древнегреческого языка», «Латинский язык: теория и практика перевода», «Древнегреческий язык: теория и практика перевода», «История мировых цивилизаций (практики художественного творчества в античности и средневековье)», «История мировых цивилизаций (практики художественного творчества в новое и новейшее время)», «Основы методики исследований по всеобщей истории», «Творческая лаборатория историка-всеобщника», «Культура и общество викторианской Англии», «Англия: история и историки», «Национализм в мировой истории», «Социальная история США», «История южных и западных славян», «История Европейского Союза», «Гендерные аспекты древней и средневековой истории», «Гендерные аспекты новой и новейшей истории», «Историческое прошлое (Древний Восток и античность) в современных социокультурных практиках», «Биография историка в историографическом сочинении», «Историческая география зарубежных стран (античность и средние века)», «Историческая география зарубежных стран (новое и новейшее время»), «История геополитики».
В рамках специализации по профилю «История международных отношений» изучаются учебные дисциплины «Восточная политика Александра Македонского», «История межгосударственных отношений в древности и средневековье», «История международных отношений и дипломатии в новое и новейшее время», «История международных отношений России (от средневековья до наших дней)», «История международных отношений в странах Азиатско-Тихоокеанского региона», «Теория международных отношений», «История зарубежной дипломатии в биографиях», «Внешняя политика Византийской империи», «История стран ближнего зарубежья, Центральной и Восточной Европы», «Запад в системе современной мировой и региональной политики», «Дипломатический протокол и этикет», «История международного парламентаризма», «Европейская цивилизация», «Восток в системе современной мировой и региональной политики», «История международных отношений в Латинской Америке», «Конфликтологические аспекты истории международных отношений», «История международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке», «Источниковедение международно-политической документации (информации)», «Современные международные отношения».
При специализации по профилю «Историческая политология» изучаются учебные дисциплины «История политической науки», «История политических учений», «Исторические типы государственности», «История международных отношений в странах Азиатско-Тихоокеанского региона», «История политических институтов в древнем мире и в средние века», «История международных отношений и дипломатии нового и новейшего времени», «История международных отношений в Европе нового и новейшего времени», «История международных отношений и мировой политики», «Немецкий язык. Лексикология и фразеология», «Испанский язык. Лексикология и фразеология», «Источниковедение политической истории», «Методы исторических и политических исследований», «История Центральной и Юго-Восточной Европы», «История интеграционных процессов в XX-XXI веках», «История геополитики», «Политические процессы в современной России», «История ближнего зарубежья в постсоветский период», «История политических институтов в новое и новейшее время», «История США и Канады», «История Латинской Америки», «История европейской интеграции», «История Азиатско-Тихоокеанского региона», «История парламентаризма», «История этнополитических конфликтов на Востоке в ХХ веке», «История политических идеологий», «История политических партий в Западной Европе и США».
Насыщены интересными учебными дисциплинами также учебные планы двух наших магистерских программ. По программе «Сравнительные модели исторического развития стран Востока и Запада» изучаются такие предметы, как «Восточные деспотии и политические системы античного мира: теоретические и исторические аспекты», «Монархические системы в средневековой Западной Европе», «Арабский халифат как государственное образование: формирование, эволюция и историческое наследие», «История Чингизидов: взаимодействие Запада и Востока», «Буржуазные революции в Западной Европе в Новое время», «Процессы модернизации на Востоке в Новое и Новейшее время: общее и особенное», «Римская империя и варварские королевства: традиции и динамика развития», «Фашистские режимы в Западной Европе на примере Италии и Германия», «Глобализация и интеграционные процессы на Западе и Востоке (рубеж XX-XXI веков)», «Абсолютная монархия: общее и особенное в странах Западной Европы»; «Османская империя на Востоке и Западе».
По магистерской программе «Историческая политология» изучаются предметы «Историческая политология: актуальные проблемы», «Актуальные проблемы новой и новейшей истории», «Актуальные проблемы истории политико-правовых учений», «Политические процессы в современной Европе», «Современные политические процессы в США», «Современные политические процессы на Востоке», «История "холодной войны" и становление современного миропорядка», «Политические процессы в постсоветской России», «Современные политические системы», «История возникновения международных организаций», «Проблемы тоталитаризма и демократии в ХХ веке». В блок дисциплин по выбору входят учебные дисциплины «Генезис гендерной системы: стратегия формирования гендерного равенства», «История феминистского движения в Западной Европе», «Этнополитические проблемы современной России», «История политических партий в России», «Этноконфессиональные конфликты в современном мире», «Этноконфликтология», «Национализм в мировой истории», «Национализм в новое и новейшее время», «Английский язык в сфере профессиональной деятельности», «Немецкий язык в сфере профессиональной деятельности», «История политических систем и институтов в странах Запада (XX - XXI вв.)», «История политических систем и институтов в странах Востока (XX-XXI вв.)», «Политические процессы в современной Латинской Америке», «Молодежное движение в Западной Европе и в США в XX - XXI вв.», «Религии в контексте политической истории», «Политическая культура и религиозная толерантность».
- Как обеспечивается обучение в бакалавриате и магистратуре с точки зрения кадрового состава преподавателей?
- По кафедре всеобщей истории преподавание обеспечивают пять докторов исторических наук и десять кандидатов исторических наук. Занятия ведут высококвалифицированные преподаватели, которые являются специалистами с всероссийской известностью. Наряду с этим, поскольку у Института международных отношений заключены договоры о сотрудничестве с крупнейшими научно-академическими учреждениями нашей страны (Институтом всеобщей истории РАН, Институтом США и Канады РАН, Институтом Европы РАН, Институтом востоковедения РАН), мы имеем возможность приглашать для работы с нашими студентами крупнейших, самых известных историков нашей страны. Приглашаются для работы с нашими студентами также известные зарубежные специалисты.
Все это дает возможность нашему выпускнику стать высококвалифицированным специалистом. У выпускников формируются как общекультурные компетенции, связанные с овладением культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, так и профессиональные компетенции, прежде всего способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль различных механизмов исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества. Особенно ценны способности понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию, полученные навыки самостоятельной работы с первоисточниками, навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая интернет и зарубежную литературу, проводить исследования современных проблем, обеспеченные адекватной современным требованиям методологией научного анализа.
- Какие перспективы трудоустройства есть у выпускника по программам бакалавриата и магистратуры по кафедре всеобщей истории?
- Опыт прошлых лет показывает, что выпускники, специализирующиеся по кафедре всеобщей истории, всегда востребованы. Традиционные варианты трудоустройства наших выпускников:
- органы государственной власти и управления;
- экспертно-аналитические центры;
- редакции научных и общественно-политических изданий;
- средства массовой информации;
- организации, ведущие внешнеэкономическую деятельность;
- образовательные и научные учреждения;
- общественные и коммерческие организации.
Выпускник получит образование, которое позволяет в равной мере успешно работать как в общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля, на публичных должностях в органах государственной власти, так и в различных типах учреждений образования, культуры, заниматься исследовательской деятельностью в сфере исторической науки, образования, а также преподавательской деятельностью, прежде всего в высшей школе.