Казанский федеральный университет инициировал масштабный российско-германский исследовательский проект в области образования, к участию в котором привлечены Университет Потсдама, Российский экономический университет им.Плеханова, Томский государственный педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет. Ключевая задача этого кросскультурного исследования - изучение школьного климата в России и Германии.
В последние десятилетия зарубежные исследователи все более пристально анализируют ежедневно происходящие в школе события, причем фиксируют не только объективные показатели учебной деятельности, но и социальные и психологические характеристики. Одной из таких характеристик является школьный климат – невидимый, но ощущаемый всеми участниками элемент школьной жизни. Школьный климат рассматривается как фактор не только академических достижений, но и другого рода результатов обучения в школе – развития социальных навыков, уровня самооценки школьников, их эмоционального и психологического состояния.
Интерес к школьному климату выходит за пределы сугубо исследовательских или управленческих задач, он важен также для родителей учеников, например при выборе школы. В европейских странах и США созданы центры изучения школьного климата, существует более сотни инструментов, предназначенных для его измерения на разных этапах обучения (в начальной, средней, старшей школе) и для разных участников образовательного процесса (учителей, директоров, учащихся и их родителей) с очень широким диапазоном применения результатов.
В России для изучения школьного климата и его влияния на академическую успеваемость зачастую используются данные масштабных международных исследований, например PISA. Однако без валидного и надежного русскоязычного инструментария невозможно подтвердить достоверность результатов.
Ученые из Центра инклюзивного образования (Inclusive Education Group) Потсдамского университета под руководством профессора Линды Янг сосредоточили свое внимание на школьном климате в контексте культурного разнообразия и степени его влияния на адаптацию школьников-подростков. Немецкими исследователями было высказано предположение о том, что позитивный школьный климат наиболее важен для подростков с иммигрантским опытом. Учеными разработан опросник «Classroom Cultural Diversity Climate scale (CCDCS-2)» и собран богатый эмпирический материал в школах Германии, Бельгиии, Швеции.
Научные сотрудники Центра миграционной педагогики Института психологии и образования КФУ под руководством профессора Дины Бирман занимаются изучением проблем адаптации детей-иммигрантов в образовательных учреждениях России. В ходе общения с немецкими коллегами возникла идея сближения двух научных коллективов и проведения совместного исследования. Для России данный проект представляет особый интерес, так как изучение школьного климата в контексте культурного разнообразия в отечественной науке до сих пор не проводилось. По мнению экспертов, эта проблема входит сейчас в число наиболее актуальных для современной российской школы.
С российской стороны исследовательский проект возглавляют профессор университета Майами Дина Бирман и профессор КФУ А.Калимуллин. Напомним, что Дина Бирман является приглашенным профессором нашего университета и одним из руководителей САЕ «Учитель XXI века». По результатам ее исследований в 2017 году были опубликованы пять статей в высокорейтинговых международных журналах. Не менее важно, что под руководством Дины Бирман началось формирование собственной научной школы КФУ в области адаптации детей мусульман-мигрантов.
Первые результаты уже налицо – проведены интереснейшие сопоставительные исследования и приняты в печать статьи доцентов Чулпан Громовой, Резеды Хайрутдиновой, Камиля Насибуллина. Наши ученые становятся все более известными за пределами России, получая гранты на участие в международных научных школах. Продуктивно входит в проект выпускница университета Саутгемптона (Великобритания) Елена Семенова, работающая в Институте психологии и образования в качестве научного сотрудника.
"Целью заявленного проекта является дальнейшая теоретизация проблемы школьного климата, адаптация и совершенствование опросника для российского контекста и изучение степени влияния школьного климата на адаптацию подростков-иммигрантов и не иммигрантов. Сравнение результатов исследования в России и Германии может помочь российской исследовательской группе разработать более богатое и более тонкое понимание особенностей школьного климата, а также инструментов, которые его оценивают.
Масштабность данного исследовательского проекта заключается в том, что сбор и анализ эмпирического материала будет проводиться в пяти регионах Российской Федерации.
Отметим, что проект «Classroom Cultural Diversity Climate» был заявлен на грант русско-немецкого научного фонда DFG, результаты которого будут известны в 2018 году.