В Елабужском институте Казанского федерального университета состоялась V Международная научно-практическая конференция «Литературная педагогика: воспитательный потенциал и направления развития в современном обществе».
Мероприятие объединило ведущих ученых-филологов, педагогов-практиков, библиотекарей и студентов из разных регионов России и Азербайджанской Республики для диалога о роли чтения в формировании личности.
Ключевые доклады пленарного заседания задали тон всей последующей работе. Профессор кафедры немецкой филологии ЕИ КФУ Елена Шастина в своем выступлении затронула глубокую философскую тему.
«Проблему преодоления прошлого следует рассматривать в нескольких аспектах: политическом, юридическом, педагогическом и творческом, когда художественный текст, публицистика и кино берут на себя значимую воспитательную роль, – отметила в своем докладе Елена Шастина. – Через анализ художественных текстов мы помогаем студентам не просто освоить материал, а переработать личные и коллективные сложные вопросы».
Практический аспект применения литературной педагогики осветила в своем докладе заместитель директора по работе с детьми Централизованной библиотечной системы Елабужского района Елена Мишина. Она подробно рассказала о преобразовании библиотеки в современное многофункциональное пространство в рамках гранта национального проекта «Культура».
«Мы получили более 11 тысяч новых книг из 13 издательств: от литературы для дошкольников до фантастики, детективов и энциклопедий с дополненной реальностью, – поделилась Елена Мишина. – Но главное – создали разноформатные площадки для развития: зоны с современным оборудованием, клубы для разных возрастов, школу молодого родителя и студию мультипликации. Особое внимание уделяем программе "Шаг навстречу" для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня библиотека действительно стала территорией патриотического воспитания, где через книгу и живое общение мы формируем у подрастающего поколения чувство сопричастности истории и культуре своей страны».
После пленарного заседания работа конференции продолжилась в рамках тематических секций. Так, в секции «Лучшие отечественные и зарубежные практики популяризации чтения» были представлены разные практики развития читательской культуры. Представитель Глазовского государственного инженерно-педагогический университета им. В.Г. Короленко Лариса Мингалева изложила свою концепцию современного стимулирования интереса к чтению через медиакоммуникации.
Исследователями из института психологии и педагогики КФУ была осуществлена диагностика функциональной читательской грамотности младших школьников с помощью заданий в формате PISA. Учитель русского языка из г. Заинска Светлана Сафина раскрыла воспитательный потенциал семейного чтения в формировании картины мира у детей и их эмоционального интеллекта на основе анализа детской литературы.
В ходе конференции участники обсуждали широкий круг вопросов: от лучших отечественных и зарубежных практик популяризации чтения и диагностики читательской грамотности до формирования российской гражданской идентичности. Особый интерес вызвали доклады, посвященные роли семьи в воспитании читателя, использованию искусственного интеллекта в литературном образовании и анализу современной подростковой прозы, поднимающей остросоциальные темы.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.