Сегодня в Казанском университете в режиме онлайн состоялся семинар на тему: «Действие и деятельность в системно-мыследеятельностном подходе». Ученые и преподаватели вуза собрались обсудить основные ключевые моменты по следам лекции, прочитанной недавно в университете известным российским методологом и философом Петром Щедровицким.
Знаменитый российский исследователь и мыслитель представил накануне слушателям свое видение деятельностной теории мышления, которая подразумевает, что мыслительная деятельность человека заключается не только в умении познать окружающие явления, но и в умении действовать адекватно поставленной цели.
По сути, сама деятельность, являющаяся исключительно прерогативой человека, состоит в преобразовании окружающего природного, социального и духовного мира. И данное преобразование осуществляется особым инструментальным способом, то есть при помощи орудий, которые могут быть как материальными, так и интеллектуальными.
На сегодняшнем семинаре участники порассуждали на тему, как можно применить основные принципы подхода Щедровицкого в управлении университетом и в решении задач по трансформации образовательного процесса.
«Необходимо понимание, из чего состоит наша деятельность в управлении образовательным процессом в университете, из каких элементов она строится и каким образом можно повышать ее эффективность. Любой человек, принимающий решения, должен учитывать в своей профессиональной деятельности все элементы СМД подхода. Без четкого и достоверного определения продуктивных целей и необходимых ресурсов проектирование чего-либо практически невозможно», - поделился своим мнением ректор КФУ Ильшат Гафуров.
И действительно, зачастую деятельность воспринимается нами как некий монолитный поток повседневности, человек не так часто рефлексирует свою активность. Однако если задача деятельности — это некоторая продуктивная трансформация, то человек, или проектная группа, должны обладать и уметь пользоваться мыслительными инструментами описания своих действий, понимать их смысл и ограничения. Оснащение проектных команд университета более эффективными и точными инструментами осмысления своей деятельности – одна из задач программы, реализуемой в университете совместно с Петром Георгиевичем.
Отметим, что в КФУ при участии Петра Щедровицкого решили запустить первый этап реализации инициатив «Прорывные проекты в образовании», которые должны быть направлены на реорганизацию образовательной деятельности вуза. На данный момент идет работа над 12 проектами, связанными с тематикой формирования индивидуальных образовательных траекторий, развитием одарённых детей, разработкой сквозных курсов по различным дисциплинам, организацией сетевого взаимодействия.