В номинации «Лучшее исследование в области совершенствования и применения интерактивных образовательных технологий» конкурса научных работ студентов КФУ победу одержала магистрант 2 года обучения Института филологии и межкультурной коммуникации Лиана Нургалиева. Она изучила, как прослушивание подкастов влияет на изучение иностранных языков.
Тема научно-исследовательской работы Лианы Нургалиевой связана с развитием коммуникативной компетенции студентов с помощью мобильных подкастов. Исследование проведено в студенческом научном обществе «Исследования дискурса». Руководитель работы – профессор кафедры теории и практики преподавания иностранных языков ИФМК Мария Кулькова.
Регулярное использование новых информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку приобретает особое значение. К подобным формам относятся недавно появившиеся, но ставшие достаточно популярными, блоги, видеоролики, подкасты и т. п.
Как отмечает М. Кулькова, выбор темы обусловлен необходимостью повышения уровня коммуникативной компетенции студентов языковых вузов на занятиях по иностранному языку.
«Подкасты – это новый способ увлекательного изучения иностранного языка, однако не все студенты и преподаватели пользуются данными ресурсами. В этой связи мы решили провести педагогический эксперимент с целью верификации, каким образом мобильный подкаст может повлиять на повышение уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции», – ввела в курс дела профессор Кулькова.
В исследовании использовались подкасты TEDTalks на мультимедийной платформе программного комплекса Sanako Study 1200, находящегося в Центре цифровых образовательных технологий EduTech КФУ.
Благодаря инициативе и поддержке директора EduTech Луизы Плотниковой, несколько сотрудников КФУ получили возможность пройти бесплатное обучение от партнера, компании Playmedia. Ею воспользовалась и магистрант Л. Нургалиева.
В качестве экспериментальной базы послужил Институт филологии и межкультурной коммуникации. В эксперименте, продолжавшемся два года, приняли участие 40 студентов.
Студенткой разработана методическая система упражнений по развитию иноязычной коммуникативной компетенции с помощью мобильных подкастов. Лиана Нургалиева выяснила, что прослушивание подкастов положительно влияет на процесс изучения иностранного языка. Была использована методика профессора П. Сысоева: упражнения вводились до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания. Таким образом, в такой методике есть и говорение, аудирование и увеличение активного словарного запаса.
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов подразумевает создание модели в области образования и переподготовки, саморазвития студента. Модель представляет собой психолого-педагогическую систему формирования мотивации, интересов, ценностей, умений, профессиональных знаний, навыков в учебном процессе и самостоятельной работе студентов», – рассказала Л. Нургалиева.
Победителей и финалистов конкурса на лучшую научную работу студентов КФУ чествовали в Императорском зале. В этом году на первый (заочный) этап конкурса только по социогуманитарному направлению было прислано 92 работы, среди которых были междисциплинарные, 28 из них прошли во второй (очный) этап.