В рамках международного форума по педагогическому образованию IFTE-2021 состоялось открытое заседание Научного совета Российской академии образования, посвященное обсуждению современных подходов к определению результатов воспитания.
Профессор Ульяновского педагогического университета им. И.Н.Ульянова Сергей Поляков представил доклад «О результатах воспитания».
«Результаты воспитания отвечают на вопросы: кто, что, для чего, какие? – начал свое выступление Сергей Данилович. – Заказчиками результата могут выступать государство, СМИ, родители, директора и заместители, педагоги и сами школьники. Воспитание – создание условий для развития личности. Соответственно результатом воспитания как профессиональной работы является личность, развитие личности».
Эксперт считает, что необходимо создать определенные условия для воспитания: на уровне органов управления образования, образовательной организации, педагога.
«Результаты воспитания – то, что в разной степени отчетливости формируется в целях воспитания соответствующими "заказчиками" и является в той или иной мере предметом анализа на соответствие этими целями. Эффекты – последствия тех или иных практик воспитания», – отметил С.Поляков.
Присоединилась к обсуждению помощник проректора по учебной работе, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Сочинского государственного университета Марина Мазниченко.
«Я вижу это так: есть цель, выражающаяся в опыте. А условия – это все-таки все, что создается для развития личности. Эффекты воспринимаются как незапланированные результаты. Я хотела бы выделить два условия. Первое – личность педагога, какие смыслы он извлекает из программы. Второе условие – уклад школы, психологический климат», – полагает она.
Профессор кафедры педагогики Ульяновского государственного университета Инна Шустова уверена, что воспитание – это всегда «между».
«Это выход в событийное пространство ребенка и взрослого. Что же возникает при общности? Факторы общности: общие эмоции, деятельность. Детско-взрослая общность – это значимый взрослый. Если взрослый проявляет интерес к совместной деятельности с детьми, то и дети невольно заражаются этим. Когда мы говорим о результатах воспитания, мы должны понимать, что одним из главных результатов является характер взаимодействия между взрослым и ребенком. Фактор общности создает условия для поддержки двух основных процессов взросления человека: процесса социализации и процесса индивидуальности», – считает эксперт.
Председатель Научного совета, член-корреспондент РАО Наталия Селиванова резюмировала:
«Я понимаю, что эту проблему за один раз не решить. Я рассматриваю площадку Научного совета РАО как некую площадку теоретических обсуждений. Государственный образовательный стандарт отчасти провоцирует ситуацию портретов и моделей».
Отметим, что Научный совет по проблемам воспитания подрастающего поколения – это общественное объединение специалистов в области теории и практики воспитания, специализирующихся на исследовании путей совершенствования подготовки педагога-воспитателя, форм и методов решения актуальных педагогических задач в сфере воспитания.