В Казани прошло торжественное заседание Государственного Совета Татарстана, посвященное столетию со дня подписания Декрета "Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике". В работе заседания принял участие ректор КФУ, член Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Ильшат Гафуров. Он выступил с докладом "На службе интересов республики. Вклад Казанского университета в развитие Татарстана". Публикуем текст выступления Ильшата Гафурова.
В своем выступлении уважаемый глава нашего парламента и лидер регионального отделения партии «Единая Россия» Фарид Хайруллович ярко и всесторонне осветил основные вехи государственного строительства нашей республики.
Я же, в свою очередь, будучи председателем Совета ректоров, хочу акцентировать ваше внимание на роли в истории Татарстана нашей высшей школы и ее флагмана – Казанского университета.
Наш университет по праву занимает достойное место в славной летописи Татарстана, ее истории, культуре, науке, общественном развитии. Еще в XIX в. он приобрел славу одного из мировых центров изучения мусульманского Востока и Центральной Азии. Это позволило университету стать очагом формирования национального самосознания татарского народа, подготовки национальной интеллигенции, центром просвещения широких масс.
На заре формирования республики, после опустошительной Гражданской войны, голода и эпидемии тифа, перед ТАССР стояла сверхважная задача восстановления экономики и ее ускоренного перехода на индустриальные рельсы.
Одним из первых в подготовку кадров для народного хозяйства активно включился Казанский университет. В ответ на стремление трудящейся молодежи получить высшее образование в университете был открыт рабочий факультет (знаменитый рабфак), который на протяжении 20 лет занимался массовой подготовкой национальных кадров. Среди тех, кто прошел школу рабочих факультетов Казанского университета, были многие видные деятели. Мы с гордостью вспоминаем нашего великого поэта-героя Мусу Джалиля.
Выпускники и преподаватели университета стояли у истоков создания и организации научно-исследовательской и краеведческой работы в молодой республике. При их участии происходят формирование новой генерации научного сообщества, расширение тематики исследовательской работы, а также первые попытки проведения комплексных экспедиций в районах Татарстана, обусловившие процесс духовного возрождения татарского народа, изучения национальной культуры и природных богатств края.
Казанский университет стал настоящей колыбелью высшей школы Татарстана, щедро предоставив свой материально-технический и кадровый потенциал в качестве основы для учреждения новых самостоятельных профильных вузов. Так, в 1930 г. из состава университета выделили Казанский медицинский институт. Летом 31-го года на базе факультета советского строительства и права были образованы Казанский финансово-экономический и Казанский юридический институты. В 1931/32 гг. на базе аэродинамического отделения был учрежден Казанский авиационный институт.
За годы первых пятилеток ТАССР совершила стремительный скачок в своем научно-техническом развитии и стала одним из крупных научных и образовательных центров страны.
Стоявшая тогда перед страной повестка создания отраслевых вузов была исполнена в республике, прежде всего за счет Казанского университета, игравшего на протяжении этого периода роль донора.
Огненная линия фронта Великой Отечественной войны, конечно же, не дошла до нашего края, но здесь пролегла другая стезя, без которой также немыслима Великая Победа. Это линия научной обороны. С самого начала военного лихолетья Казань была выбрана местом эвакуации Президиума Академии наук СССР. В общей сложности к нам переехали 33 научных учреждения (из них 19 академических институтов), перед которыми была поставлена задача оказания помощи предприятиям Татарстана по разработке и совершенствованию производства оборонной продукции, мобилизации сырьевых ресурсов, замене дефицитных привозных материалов местными.
Подчеркну особую роль наших медиков, профессоров-врачей, самоотверженно работавших в эвакогоспиталях Казани. В 1941 году в Казань вернулся великий советский хирург, выпускник и профессор Казанского университета Александр Васильевич Вишневский. Многие жизни были спасены им, но еще сотни тысяч были спасены благодаря его масляно-бальзамическим повязкам и новокаиновой блокаде, которые он разработал в университете. По сути, он одним из первых заложил основы весьма актуальной и сегодня трансляционной медицины, когда научные разработки быстро внедряются в практику и спасают жизни пациентов.
Университетские химики под руководством Александра Арбузова в годы войны проводили исследования, которые дали возможность улучшить качество и морозостойкость синтетического каучука; был разработан новый метод получения исходных продуктов для синтеза разнообразных пластмасс.
В Казанском авиационном институте была организована первая в стране кафедра реактивных двигателей, на заведование которой был направлен Валентин Глушко – основоположник отечественного ракетного двигателестроения. В числе первых преподавателей кафедры был и великий советский конструктор Сергей Королев.
В связи с ограниченным временем я привел лишь малую толику примеров, в целом же путь, пройденный татарстанскими учреждениями университетской и академической науки за годы войны, показал тесную связь научных исследований с насущными потребностями страны. Этот период стал одним из самых плодотворных в истории развития науки в республике, когда были достигнуты крупные успехи в развитии научных направлений в области физики, химии, математики, механики, заложены основы формирования центров фундаментальных и прикладных исследований как составной части советской науки, внесшей достойный вклад в общую Победу.
В послевоенное время наши вузы наращивали усилия по подготовке кадров и развертыванию научных исследований.
Значительно увеличивалось число вузов, возрастало количество студентов, повсеместно открывались новые специальности.
С конца 40-х – начала 50-х гг. бόльшая часть новых специальностей была связана с добычей и переработкой нефти, на что определяющим образом повлияли такие события, как открытие первой промышленной нефти в районе Шугурово, затем девонской нефти в Бавлах и самое значительное - открытие в 1948 г. большой девонской нефти у села Ромашкино - гигантского месторождения, входящего в первую десятку крупнейших месторождений в мире. Таким образом, гипотезы о богатых недрах Татарстана, выдвинутые геологами Казанского университета еще в середине 1930-х гг., были убедительно подтверждены.
Одним из ярчайших представителей геологического отделения Казанского университета был Андрей Алексеевич Трофимук – легендарный исследователь и практик, который в 1944 году в возрасте 32 лет получил звание Героя труда за открытие Кинзебулатовского месторождения в Башкирии. Он является одним из создателей крупнейшего научно-образовательного центра нашей страны – новосибирского Академгородка - и первооткрывателем нефти в Западной и Восточной Сибири, а также гигантских залежей природного газа в газогидратной форме.
Образованный в 1949 году геологический факультет Казанского университета стал общепризнанным лидером отрасли в деле подготовки высококвалифицированных специалистов, компанию которому с середины 1950-х гг. составили новые факультеты Казанского химико-технологического института, а затем и Альметьевский филиал Московского нефтяного института. А первые кадры уже для нефтехимии были подготовлены на химфаке КГУ и в КХТИ.
За прошедшие годы Казанский университет выпустил свыше 3 000 специалистов для нефтегазовой отрасли, которые работают во всех уголках России и за рубежом. Среди них выдающиеся ученые, крупные руководители нефтяной и газовой промышленности.
Во 2-й половине ХХ века в Казани создаются новые научные школы и образовательные программы в области машиностроения, информационных технологий, энергетики, строительства, медицины.
В бурные 90-е преподаватели, сотрудники, студенты вузов республики стали активными участниками процессов национально-государственного строительства постперестроечного времени. Особая роль здесь принадлежит ведущим правоведам и историкам Казанского университета, участвовавшим в работе над всеми важнейшими, основополагающими документами нового Татарстана.
Это десятилетие выдалось непростым для научно-образовательной системы как в стране в целом, так и в Татарстане. Неизбежными атрибутами этого периода стали: резкое сокращению госфинансирования на науку и образование; устаревание материально-технической базы; снижение качества подготовки специалистов; падение уровня жизни ученых и преподавателей; массовый отток перспективных исследователей; деградация в общественном мнении самого статуса научного работника и педагога…
Тем не менее именно в эти годы академическое сообщество республики начинает масштабные фундаментальные и прикладные исследования в области культурного наследия народов Татарстана как в стенах университета, так и гуманитарных институтов образованной в 1991 г. Академии наук Татарстана.
Важным стимулом для развития исторических исследований стало участие в реализации программ по обоснованию тысячелетия столицы Татарстана Казани и города Елабуги, изучение этноисторической идентичности народов Татарстана в структуре общероссийской гражданской идентичности.
Развитие тюркологических и исламоведческих исследований имело большое значение и в связи с тем, что Татарстан был и остается «воротами» вхождения в Россию со стороны тюркского и исламского мира, а на президента республики руководством Российской Федерации возложена ответственность за развитие коммуникаций с теми странами, где ислам – основная религия.
Президент нашей республики Рустам Нургалиевич Минниханов неоднократно подчеркивал, что Татарстан - это регион с особой миссией. Здесь хранится многовековой опыт межнационального и межконфессионального мира… Сила Татарстана – в сохранении традиций и культуры при постоянном движении вперед.
В этой связи хочу подчеркнуть большую роль научно-методического сопровождения академическим сообществом республики масштабных гуманитарных проектов под руководством первого президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева, реализованных Республиканским фондом возрождения памятников истории и культуры.
В результате созидательной работы ученых исторические объекты древнего города Болгар и острова-града Свияжск были включены вслед за Казанским кремлем в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что сделало Татарстан еще более узнаваемым далеко за пределами страны.
Хочу особо подчеркнуть, что татарстанские исторические и археологические школы, сформированные в Казанском университете нашими выдающимися профессорами Индусом Тагировым, Миркасымом Усмановым и Альфредом Халиковым, сегодня в коллаборации с ведущими академическими институтами готовы к решению еще более масштабных задач по продвижению истории и культуры народов Татарстана как уникальной составляющей мирового гуманитарного достояния.
В настоящее время Татарстан обладает огромным научно-образовательным потенциалом. У нас сегодня имеется 44 вуза, большое количество научных учреждений и КБ. Обучаются порядка 150 тысяч студентов из более чем 120 стран мира. И весь этот потенциал нацелен на реализацию общенациональных проектов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации и, безусловно, укрепление научно-технологического лидерства республики, на обеспечение её долгосрочной экономической устойчивости.
В заключение хочу от всего сердца поздравить всех нас с этой судьбоносной датой в истории нашей любимой республики!